Музыкальные руководители
Рагозина И.Е.
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми «Музыкальная гостиная»
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки! Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций. Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет. Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней, повышается музыкальная восприимчивость, зачатки музыкального вкуса, помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций.
Встреча 1. «Настроения, чувства в музыке»
Спросите у ребенка, какое у него сейчас настроение. Предложите ему показать на лице противоположное настроение. Обсудите, какие чувства он испытывает, когда у него веселое и грустное настроение. Прочитайте рассказ «Музыкальная страна или страна, где живут звуки: Мажор и Минор» - http://goo.gl/juozbx
После чтения рассказа задайте вопросы
- Попробуй вспомнить: как различить братьев?
- Какие были считалки у каждого из братьев?
Прочитайте стихотворение А. Лопатина, М. Скребцова «Мажор и минор» - http://talesgame.net/mazhor_i_minor.html
Задайте вопросы
- Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет)
- Какие музыкальные инструменты помогут исполнить музыку минора или мажора?
Предложите ребенку прослушать музыкальное произведение и при помощи пиктограммы охарактеризовать его.
Рекомендуемые музыкальные произведения
- Д. Кабалевский “Шуточка”
- И.Бах «Шутка»
- А.Корелли «Шутка»
Обсуждайте с ребенком каждое произведение, но помните, что каждый из нас воспринимает окружающий мир, в том числе и мир звуков, по-своему.
А теперь поиграем!
http://learningapps.org/587850
Музыкально-дидактическая игра “Мажор-минор” направлена на развитие ладового чувства, на развитие умения различать характер музыкального произведения.
Встреча 2. «Песня, танец, марш»
В дошкольном возрасте ребенок накапливает ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров. Прочитайте статью “Три кита - песня, танец, марш” об основных музыкальных жанрах: http://muzruk.info/?p=393
Расскажите ребенку о том, что в основе музыки лежат три основных музыкальных жанра - песня, танец, марш. Предложите послушать стихотворение «Три королевства», сопровождая чтение показом иллюстраций и воспроизведением музыкальных произведений.
Вся музыка - волшебная страна.
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.
Покажите иллюстрацию по теме «Марш»: http://goo.gl/YFoCPz
Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
Наверняка захватит дух.
Предложите послушать П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» http://goo.gl/11c8j9
Задайте вопросы
1. Как звучит музыка?
2. Как под музыку можно двигаться?
Обобщите вместе с ребенком его ответ (маршевая музыка чёткая, ритмичная, энергичная, бодрая, смелая; под нее можно ходить, маршировать) Покажите иллюстрацию по теме «Танец»: http://goo.gl/jByMWG
И королевство танца есть,
Людей весёлых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся
И лишь под утро спать ложатся.
Предложите послушать “Вальс” П. Чайковского: http://goo.gl/aBzuvO
Задайте вопросы
- Какой характер у музыки?
- Как под музыку можно двигаться?
Обобщите вместе с ребенком ответ (музыка плавная, спокойная, нежная, ласковая, задумчивая, под нее можно танцевать)
Покажите иллюстрацию по теме «Песня»: http://goo.gl/TmQQUE
А в королевстве третьем - песня
И грусть, и радость жили вместе.
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.
Предложите послушать песню А. Гурилева, сл. И. Макарова “Однозвучно гремит колокольчик”: http://goo.gl/f2Z4DE
Задайте вопросы
- Какой характер у музыки?
- Чем песенная музыка отличается от марша, танца?
Вся музыка - волшебная страна
А без неё и жизнь скучна.
В трёх королевствах побываем
И многое мы там узнаем.
Задайте вопросы
- Про какие королевства мы говорили?
- Как еще называют эти королевства?
- Какие жанры существуют в музыке?
Поиграйте в развивающую игру “Песня, танец, марш”: http://learningapps.org/531618 направленную на умение слышать и различать особенности музыкальных жанров.
Встреча 3. «Музыка рассказывает о животных и птицах»
Расскажите о том, что музыка всегда передаёт какие-то настроения, она может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Музыка может передать и образы животных, птиц, их повадки. Предложите отгадать музыкальные загадки про слона и ежика.
Прослушайте пьесы Д. Кабалевского “Ежик”: http://goo.gl/a5Wu1Z
и К. Сен- Санса “ “Слон”: http://goo.gl/kl6oyn
Обсудите с ребенком взаимосвязь образа и музыки: ёжик маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нем, осторожная, отрывистая, колючая. А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. Поговорите о том, что много раз на лугу, на лесной поляне видели маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Предложите послушать пьесу С. Майкапара «Мотылёк»: http://goo.gl/8poJIo
Задайте вопрос: Как музыка рассказывает о мотыльке, какой он? Обсудите ответ ребенка (музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер. Для поддержания интереса ребенка к музыке и с целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку изобразительного характера предложите ему поиграть в игру “Карнавал животных”: http://learningapps.org/209701
Встреча 4 «Природа и музыка»
Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью. Каждое время года, каждое явление природы по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать. Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами композитора и музыканта. Побеседуйте с ребенком о том, что у человека в жизни бывают разные настроения - радостные и печальные, тревожные и спокойные. Художники, поэты и композиторы тоже выражают свои переживания.
Задайте вопрос
- В чем выражают свои переживания художники, поэты, композиторы? Обсудите с ребенком такое явление природы как дождик (в жизни дождик бывает разным: веселым, накрапывающим сквозь солнышко)
- Какой дождик можно назвать грустным? Предложите послушать две пьесы и определить характер каждой: Г. Свиридов “Дождик” - http://goo.gl/fmP2Aj
Д. Кабалевский “Грустный дождик” - http://goo.gl/pMFwcw
Задайте вопрос
- Какая по характеру музыка?
- Какие чувства она вызывает?
Сравните произведения, обсудите с ребенком, какие средства музыкальной выразительности композитор использовал, чтобы описать дождик (веселый и грустный)
Познакомиться со средствами музыкальной выразительности Вам поможет презентация: http://www.slideshare.net/moydomperm1/ss-12603961
Обсудите с ребенком времена года, побеседуйте о том, что каждое время года прекрасно по-своему, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.
Встреча 5. «Сказка в музыке»
Сказка - удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным. З
адайте ребенку вопросы
- Ты любишь сказки?
- Какие сказки ты знаешь? Назови их.
Побеседовать с ребенком о том, что сказки бывают разными - веселыми и добрыми, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми и таинственными, добрыми и тревожными. Предложите послушать стихотворение: http://goo.gl/71woVn (“Балет”)
Задайте вопросы
- О чем рассказывает стихотворение?
- Как называют главных исполнителей балета?
Обсудите с детьми балетную терминологию. В этом Вам помогут материалы энциклопедии Википедия: http://goo.gl/kaT72d, http://goo.gl/nNCWcg
Предложите познакомиться с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик». Если ребенок не знаком со сказкой, послушайте аудио сказку Гофмана “Щелкунчик и мышиный король” - http://deti-online.com/audioskazki/skazki-gofmana-mp3/shelkunchik-i-myshinyi-korol/
Задайте вопросы
- Какая по характеру музыка?
- Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает характер музыки?
- Какие инструменты использовал композитор для передачи характера? Конечно, невозможно за столь короткое время поговорить обо всем балете. Поэтому предлагаю
Вам посетить вместе с ребенком Самарский академический театр оперы и балета. Всю информацию Вы можете найти на официальном сайте: http://opera-samara.net/
Или посмотрите балет в сети Интернет онлайн по следующей ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=YmR1L5kvqa8
Образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Зачем нужна колыбельная?»
«Спи моя радость усни, в доме погасли огни...». Все наверно помнят эту детскую песню, которую обычно напивают мамы, когда ребёнок не хочет спать. Такие песни называют колыбельными. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Посмотрите вместе с малышом видеоролики какие бывают колыбельные.
В наши дни, когда прогресс не стоит на месте, колыбельные песни, постепенно уходят из семейного уклада. И очень зря. Посмотрите мультфильм «Недобаюканная» о том, что может произойти с детьми, если им не петь колыбельных песен пока они маленькие.
https://www.youtube.com/watch?v=peDx1L5BNpM
Колыбельные песни звучали в домах на протяжении многих веков, и у каждого народа, были свои, уникальные песни. Считалось, что воспитание ребёнка начиналось именно с колыбельной песни. У наших предков даже была традиция – петь для ребёнка колыбельную, которую сочинила его собственная мать. По мнению наших предков — это позволяет ребёнку и матери стать ещё ближе друг к другу.
Мамы знают, что колыбельные просто необходимы их малышам, и дело не только в том, что колыбельные помогают уснуть, но и в других жизненно важных для детей функциях колыбельной. Для многих, к примеру, будет интересно узнать, что колыбельные служат эффективным средством от синдрома дефицита внимания. Колыбельные песни для новорожденных и детей постарше, как и сказки на ночь создают невидимую связь с родителями, которая крепнет с каждым днем, доказывая малышу, что его любят больше всего на свете. Тогда ребенок будет уравновешенным и спокойным, уверенным, что у него есть дом, где никогда не обидят, а о синдроме дефицита внимания даже и речи не будет. Последние исследования так же показывают, что колыбельные песни, спетые ребёнку в детстве, во многом помогают его развитию и успешности в будущем. Именно с детских лет, ребёнок учится видеть мир, и колыбельные песни помогают увидеть мир добрым, приветливым, радужным. В итоге, ребёнок не боится окружающей действительности, и вырастает спокойным, уравновешенным, а главное – успешным.
Образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Где живет музыка?»
Что такое музыка? Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Музыка - невероятно тонкая материя, способна напрямую говорить с душой и сердцем человека. Музыка овладевает нашими эмоциями, наполняет мир волшебством. Много поэтов в свое время посвящали искусству музыки свои замечательные трогательные строки. Предлагаем Вам окунуться в прекрасный мир поэзии, которая посвящена изящному искусству - музыке.
http://krasivye-stihi.3dn.ru/load/o_muzyke/trogatelnye_stikhi_o_muzyke/85-1-0-158
Где живет музыка?
Музыка живет повсюду, надо только очень внимательно прислушаться к звукам вокруг. Вот пение птиц, журчание ручейка, шелест осенних листьев — это все тоже музыка, музыка природы. Именно эта музыка, музыка природы, музыка родного края, вдохновляла великих композиторов. Они сочинили такую музыку, которую люди слушают не одно столетие.
http://muz-color.ru/?style=classical
Как же эта музыка дошла до нас? Ее исполняли музыканты. Появились специальные площадки, сцены, куда люди могли пойти ее послушать. И мы тоже можем ее услышать, если придем в дом, где живет музыка. Это концертные залы филармонии, консерватории, капеллы. Люди приходят туда слушать музыку, которую исполняют музыканты. В этих залах есть свои правила, и их надо обязательно соблюдать, иначе не услышишь самого важного, самого главного, что хотел сказать композитор. Правила очень просты: нельзя мешать другим зрителям слушать музыку. А это значит — нельзя входить в зал после третьего звонка, когда уже звучит музыка, нельзя уходить из зала, когда еще звучит музыка, нельзя разговаривать, шуршать, стучать ногами во время звучания музыки. Посмотрите видеоролик «Мифы о классической музыке» или «Как правильно слушать музыку».
https://www.youtube.com/watch?v=LFDa0TmlfoU
Что можно?
Можно наслаждаться прекрасной музыкой, вслушиваться в нее (чтобы услышать что-нибудь необычное), следить за музыкантами, как они виртуозно ее играют. А еще можно громко хлопать в ладоши после прослушивания, тем самым восхищаясь музыкой и говоря «спасибо» музыкантам за их исполнение от благодарных слушателей. А еще музыка живет в сердце каждого из нас: незабываемая колыбельная песня мамы, музыка детского сада, школы, музыка всей нашей жизни. Она накапливается внутри каждого из нас и живет там до глубокой старости, никогда не стареет и нам не дает стареть. Музыка делает человека красивее, честнее, умнее и мудрее. И только от нас зависит, будет ли она с нами всю нашу жизнь, будет ли помогать в трудную минуту и будем ли мы радоваться вместе с ней. Музыка живет в каждом из нас, надо только ее услышать!
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе (Дидактическая игра «Сундучок»)
Тема пособия: Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок».
Цель пособия: Развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.
Музыкальный материал: аудиозапись различных музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№1 | ![]() |
№2 | ![]() |
№3 | ![]() |
№4 | П![]() |
№5 | ![]() |
№6 | ![]() |
ПРИМЕЧАНИЕ
- Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров, где, знакомя их с теми или иными музыкальными инструментами, параллельно демонстрируется рисунок или сам инструмент
- Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров
- Аудиозапись должна звучать с ярко выраженным тембром того или иного инструмента.
- Дети должны воспринимать звучание в абсолютной тишине
- Промежутки между музыкальными фрагментами должны составлять не более 30 секунд и не превращаться при этом в бурное обсуждение и шумный беспорядок.
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе (Дидактическая игра «Какой инструмент звучит»)
Тема пособия: Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Какой инструмент звучит».
Цель пособия: Совершенствование музыкально-слуховых представлений.
Задачи пособия
- Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
- Музыкально-дидактический материал: небольшая ширма, детские музыкальные инструменты: металлофон, аккордеон, гармошка, пианино, треугольник, маракасы, бубен, барабан, свистулька, дудка.
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№1 | ![]() |
№2 | ![]() |
№3 | ![]() |
№4 | П![]() |
№5 | ![]() |
№6 | ![]() |
№7 | П![]() |
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе (Дидактическая игра «В гости к бабушке»)
Тема пособия: Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке».
Цель пособия: Развивать чувство ритма, музыкальную память у детей.
Алгоритм работы со слайдами
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№1 | ![]() |
№2 | ![]() |
№3 | ![]() |
№4 | П![]() |
№5 | ![]() |
№6 | ![]() |
№7 | П![]() |
№8 | ![]() |
№9 | ![]() |
№10 | ![]() |
№11 | ![]() |
№12 | ![]() |