Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №257»
городского округа Самара

+7 (846) 957-24-71

443028, г. Самара,
поселок Мехзавод, квартал 4, дом 7

Музыкальные руководители

Рагозина И.Е.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми «Музыкальная гостиная»

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки! Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций. Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет. Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней, повышается музыкальная восприимчивость, зачатки музыкального вкуса, помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций.

Встреча 1. «Настроения, чувства в музыке»

Спросите у ребенка, какое у него сейчас настроение. Предложите ему показать на лице противоположное настроение. Обсудите, какие чувства он испытывает, когда у него веселое и грустное настроение. Прочитайте рассказ «Музыкальная страна или страна, где живут звуки: Мажор и Минор» - http://goo.gl/juozbx

После чтения рассказа задайте вопросы

  1. Попробуй вспомнить: как различить братьев?
  2. Какие были считалки у каждого из братьев?

Прочитайте стихотворение А. Лопатина, М. Скребцова «Мажор и минор» - http://talesgame.net/mazhor_i_minor.html

Задайте вопросы

  1. Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет)
  2. Какие музыкальные инструменты помогут исполнить музыку минора или мажора?

Предложите ребенку прослушать музыкальное произведение и при помощи пиктограммы охарактеризовать его.

Рекомендуемые музыкальные произведения

  1. Д. Кабалевский “Шуточка”
  2. И.Бах «Шутка»
  3. А.Корелли «Шутка»

http://getmp3x.ru/x/radinova+%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BA+32+%D0%B4.%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%D1%88%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0

Обсуждайте с ребенком каждое произведение, но помните, что каждый из нас воспринимает окружающий мир, в том числе и мир звуков, по-своему.

А теперь поиграем!

http://learningapps.org/587850

Музыкально-дидактическая игра “Мажор-минор” направлена на развитие ладового чувства, на развитие умения различать характер музыкального произведения.

Встреча 2. «Песня, танец, марш»

В дошкольном возрасте ребенок накапливает ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров. Прочитайте статью “Три кита - песня, танец, марш” об основных музыкальных жанрах: http://muzruk.info/?p=393

Расскажите ребенку о том, что в основе музыки лежат три основных музыкальных жанра - песня, танец, марш. Предложите послушать стихотворение «Три королевства», сопровождая чтение показом иллюстраций и воспроизведением музыкальных произведений.

Вся музыка - волшебная страна.
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.
Покажите иллюстрацию по теме «Марш»: http://goo.gl/YFoCPz

Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
Наверняка захватит дух.
Предложите послушать П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» http://goo.gl/11c8j9

Задайте вопросы

1. Как звучит музыка?
2. Как под музыку можно двигаться?
Обобщите вместе с ребенком его ответ (маршевая музыка чёткая, ритмичная, энергичная, бодрая, смелая; под нее можно ходить, маршировать) Покажите иллюстрацию по теме «Танец»: http://goo.gl/jByMWG

И королевство танца есть,
Людей весёлых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся
И лишь под утро спать ложатся.

Предложите послушать “Вальс” П. Чайковского: http://goo.gl/aBzuvO

Задайте вопросы

  1. Какой характер у музыки?
  2. Как под музыку можно двигаться?

Обобщите вместе с ребенком ответ (музыка плавная, спокойная, нежная, ласковая, задумчивая, под нее можно танцевать)

Покажите иллюстрацию по теме «Песня»: http://goo.gl/TmQQUE

А в королевстве третьем - песня
И грусть, и радость жили вместе.
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.

Предложите послушать песню А. Гурилева, сл. И. Макарова “Однозвучно гремит колокольчик”: http://goo.gl/f2Z4DE

Задайте вопросы

  1. Какой характер у музыки?
  2. Чем песенная музыка отличается от марша, танца?

Вся музыка - волшебная страна
А без неё и жизнь скучна.
В трёх королевствах побываем
И многое мы там узнаем.

Задайте вопросы

  1. Про какие королевства мы говорили?
  2. Как еще называют эти королевства?
  3. Какие жанры существуют в музыке?

Поиграйте в развивающую игру “Песня, танец, марш”: http://learningapps.org/531618 направленную на умение слышать и различать особенности музыкальных жанров.

Встреча 3. «Музыка рассказывает о животных и птицах»

Расскажите о том, что музыка всегда передаёт какие-то настроения, она может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Музыка может передать и образы животных, птиц, их повадки. Предложите отгадать музыкальные загадки про слона и ежика.

Прослушайте пьесы Д. Кабалевского “Ежик”: http://goo.gl/a5Wu1Z

и К. Сен- Санса “ “Слон”: http://goo.gl/kl6oyn

Обсудите с ребенком взаимосвязь образа и музыки: ёжик маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нем, осторожная, отрывистая, колючая. А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. Поговорите о том, что много раз на лугу, на лесной поляне видели маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Предложите послушать пьесу С. Майкапара «Мотылёк»: http://goo.gl/8poJIo

Задайте вопрос: Как музыка рассказывает о мотыльке, какой он? Обсудите ответ ребенка (музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер. Для поддержания интереса ребенка к музыке и с целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку изобразительного характера предложите ему поиграть в игру “Карнавал животных”: http://learningapps.org/209701

Встреча 4 «Природа и музыка»

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью. Каждое время года, каждое явление природы по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать. Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами композитора и музыканта. Побеседуйте с ребенком о том, что у человека в жизни бывают разные настроения - радостные и печальные, тревожные и спокойные. Художники, поэты и композиторы тоже выражают свои переживания.

Задайте вопрос

  1. В чем выражают свои переживания художники, поэты, композиторы? Обсудите с ребенком такое явление природы как дождик (в жизни дождик бывает разным: веселым, накрапывающим сквозь солнышко)
  2. Какой дождик можно назвать грустным? Предложите послушать две пьесы и определить характер каждой: Г. Свиридов “Дождик” - http://goo.gl/fmP2Aj

Д. Кабалевский “Грустный дождик” - http://goo.gl/pMFwcw

Задайте вопрос

  1. Какая по характеру музыка?
  2. Какие чувства она вызывает?

Сравните произведения, обсудите с ребенком, какие средства музыкальной выразительности композитор использовал, чтобы описать дождик (веселый и грустный)

Познакомиться со средствами музыкальной выразительности Вам поможет презентация: http://www.slideshare.net/moydomperm1/ss-12603961

Обсудите с ребенком времена года, побеседуйте о том, что каждое время года прекрасно по-своему, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

Встреча 5. «Сказка в музыке»

Сказка - удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным. З

адайте ребенку вопросы

  1. Ты любишь сказки?
  2. Какие сказки ты знаешь? Назови их.

Побеседовать с ребенком о том, что сказки бывают разными - веселыми и добрыми, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми и таинственными, добрыми и тревожными. Предложите послушать стихотворение: http://goo.gl/71woVn (“Балет”)

Задайте вопросы

  1. О чем рассказывает стихотворение?
  2. Как называют главных исполнителей балета?

Обсудите с детьми балетную терминологию. В этом Вам помогут материалы энциклопедии Википедия: http://goo.gl/kaT72d, http://goo.gl/nNCWcg

Предложите познакомиться с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик». Если ребенок не знаком со сказкой, послушайте аудио сказку Гофмана “Щелкунчик и мышиный король” - http://deti-online.com/audioskazki/skazki-gofmana-mp3/shelkunchik-i-myshinyi-korol/

Задайте вопросы

  1. Какая по характеру музыка?
  2. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает характер музыки?
  3. Какие инструменты использовал композитор для передачи характера? Конечно, невозможно за столь короткое время поговорить обо всем балете. Поэтому предлагаю

Вам посетить вместе с ребенком Самарский академический театр оперы и балета. Всю информацию Вы можете найти на официальном сайте: http://opera-samara.net/

Или посмотрите балет в сети Интернет онлайн по следующей ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=YmR1L5kvqa8

 

Образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Зачем нужна колыбельная?»

«Спи моя радость усни, в доме погасли огни...». Все наверно помнят эту детскую песню, которую обычно напивают мамы, когда ребёнок не хочет спать. Такие песни называют колыбельными. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Посмотрите вместе с малышом видеоролики какие бывают колыбельные.

https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B9

В наши дни, когда прогресс не стоит на месте, колыбельные песни, постепенно уходят из семейного уклада. И очень зря. Посмотрите мультфильм «Недобаюканная» о том, что может произойти с детьми, если им не петь колыбельных песен пока они маленькие.

https://www.youtube.com/watch?v=peDx1L5BNpM

Колыбельные песни звучали в домах на протяжении многих веков, и у каждого народа, были свои, уникальные песни. Считалось, что воспитание ребёнка начиналось именно с колыбельной песни. У наших предков даже была традиция – петь для ребёнка колыбельную, которую сочинила его собственная мать. По мнению наших предков — это позволяет ребёнку и матери стать ещё ближе друг к другу.

http://muz-color.ru/?s=%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8

Мамы знают, что колыбельные просто необходимы их малышам, и дело не только в том, что колыбельные помогают уснуть, но и в других жизненно важных для детей функциях колыбельной. Для многих, к примеру, будет интересно узнать, что колыбельные служат эффективным средством от синдрома дефицита внимания. Колыбельные песни для новорожденных и детей постарше, как и сказки на ночь создают невидимую связь с родителями, которая крепнет с каждым днем, доказывая малышу, что его любят больше всего на свете. Тогда ребенок будет уравновешенным и спокойным, уверенным, что у него есть дом, где никогда не обидят, а о синдроме дефицита внимания даже и речи не будет. Последние исследования так же показывают, что колыбельные песни, спетые ребёнку в детстве, во многом помогают его развитию и успешности в будущем. Именно с детских лет, ребёнок учится видеть мир, и колыбельные песни помогают увидеть мир добрым, приветливым, радужным. В итоге, ребёнок не боится окружающей действительности, и вырастает спокойным, уравновешенным, а главное – успешным.

Образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Где живет музыка?»

Что такое музыка? Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Музыка - невероятно тонкая материя, способна напрямую говорить с душой и сердцем человека. Музыка овладевает нашими эмоциями, наполняет мир волшебством. Много поэтов в свое время посвящали искусству музыки свои замечательные трогательные строки. Предлагаем Вам окунуться в прекрасный мир поэзии, которая посвящена изящному искусству - музыке.

http://krasivye-stihi.3dn.ru/load/o_muzyke/trogatelnye_stikhi_o_muzyke/85-1-0-158

Где живет музыка?

Музыка живет повсюду, надо только очень внимательно прислушаться к звукам вокруг. Вот пение птиц, журчание ручейка, шелест осенних листьев — это все тоже музыка, музыка природы. Именно эта музыка, музыка природы, музыка родного края, вдохновляла великих композиторов. Они сочинили такую музыку, которую люди слушают не одно столетие.

http://muz-color.ru/?style=classical

Как же эта музыка дошла до нас? Ее исполняли музыканты. Появились специальные площадки, сцены, куда люди могли пойти ее послушать. И мы тоже можем ее услышать, если придем в дом, где живет музыка. Это концертные залы филармонии, консерватории, капеллы. Люди приходят туда слушать музыку, которую исполняют музыканты. В этих залах есть свои правила, и их надо обязательно соблюдать, иначе не услышишь самого важного, самого главного, что хотел сказать композитор. Правила очень просты: нельзя мешать другим зрителям слушать музыку. А это значит — нельзя входить в зал после третьего звонка, когда уже звучит музыка, нельзя уходить из зала, когда еще звучит музыка, нельзя разговаривать, шуршать, стучать ногами во время звучания музыки. Посмотрите видеоролик «Мифы о классической музыке» или «Как правильно слушать музыку».

https://www.youtube.com/watch?v=LFDa0TmlfoU

Что можно?

Можно наслаждаться прекрасной музыкой, вслушиваться в нее (чтобы услышать что-нибудь необычное), следить за музыкантами, как они виртуозно ее играют. А еще можно громко хлопать в ладоши после прослушивания, тем самым восхищаясь музыкой и говоря «спасибо» музыкантам за их исполнение от благодарных слушателей. А еще музыка живет в сердце каждого из нас: незабываемая колыбельная песня мамы, музыка детского сада, школы, музыка всей нашей жизни. Она накапливается внутри каждого из нас и живет там до глубокой старости, никогда не стареет и нам не дает стареть. Музыка делает человека красивее, честнее, умнее и мудрее. И только от нас зависит, будет ли она с нами всю нашу жизнь, будет ли помогать в трудную минуту и будем ли мы радоваться вместе с ней. Музыка живет в каждом из нас, надо только ее услышать!

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе (Дидактическая игра «Сундучок»)

Тема пособия: Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок».

Цель пособия: Развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.

Музыкальный материал: аудиозапись различных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Алгоритм работы со слайдами

 
 № слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
 №1 Титульный лист пособия
 №2 Педагог читает детям сказку: Давным–давно жили – были музыкальные инструменты. Они очень дружили друг с другом, и играли вместе в большом оркестре. Но злая фея Бастинда спрятала все инструменты в волшебный сундучок и наложила на сундучок злобное заклятие. И только тот, кто выполнит задания, сможет их освободить.
 №3 Педагог предлагает детям прослушать в звукозаписи звучание различных музыкальных инструментов симфонического оркестра и определить, какой инструмент играл. После прослушивания дети должны выбрать и назвать инструмент, звучание которого они угадали.
 №4 Педагог выполняет те же действия.
 №5 Педагог выполняет те же действия.
 №6 Педагог выполняет те же действия.

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров, где, знакомя их с теми или иными музыкальными инструментами, параллельно демонстрируется рисунок или сам инструмент
  2. Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров
  3. Аудиозапись должна звучать с ярко выраженным тембром того или иного инструмента.
  4. Дети должны воспринимать звучание в абсолютной тишине
  5. Промежутки между музыкальными фрагментами должны составлять не более 30 секунд и не превращаться при этом в бурное обсуждение и шумный беспорядок.

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе (Дидактическая игра «Какой инструмент звучит»)

Тема пособия: Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Какой инструмент звучит».

Цель пособия: Совершенствование музыкально-слуховых представлений.

Задачи пособия

  1. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
    • Музыкально-дидактический материал: небольшая ширма, детские музыкальные инструменты: металлофон, аккордеон, гармошка, пианино, треугольник, маракасы, бубен, барабан, свистулька, дудка.

Алгоритм работы со слайдами

 № слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
 №1 Титульный лист пособия
 №2 Педагог располагается за ширмой с детскими музыкальными инструментами. Появляется слайд с изображением инструментов, педагог играет на каком-либо инструменте, а дети определяют, какой инструмент звучит, и выбирают нужный инструмент на слайде.
 №3 Педагог выполняет те же действия.
 №4 Педагог выполняет те же действия.
 №5 Педагог выполняет те же действия.
 №6 Педагог выполняет те же действия.
 №7 Педагог выполняет те же действия.

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе (Дидактическая игра «В гости к бабушке»)

Тема пособия: Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке».

Цель пособия: Развивать чувство ритма, музыкальную память у детей.

Алгоритм работы со слайдами

 № слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
 №1 Титульный лист пособия
 №2 Педагог рассказывает детям о том, что к ним в гости приходит Красная шапочка, настроение у нее грустное.
 №3 Красная шапочка рассказывает о том, что бабушка придумала секретный замок, чтобы серый волк не мог попасть к ней в дом. Этот замок открывается только с помощью волшебного музыкального ключа. Код замка зашифрован на карточках. Для того, чтобы замок открылся, нужно выполнить все задания, прохлопать правильно ритм на карточках и собрать все музыкальные ключи.
 №4 Педагог предлагает прохлопать музыкальный ритм, написанный на карточке. Если дети выполняют задание правильно, то на слайде появляется музыкальный ключ.
 №5 Педагог выполняет те же действия.
 №6 Педагог выполняет те же действия.
 №7 Педагог выполняет те же действия.
 №8 Педагог выполняет те же действия.
 №9 Педагог выполняет те же действия.
 №10 Педагог выполняет те же действия.
 №11 Красная шапочка благодарит детей за помощь.
№12 Дети собрали все ключи и дверь в домике бабушки открылась

Лаборатория дорожных звуков

Районное методическое объединение музыкальных руководителей

Печать E-mail