Учителя-логопеды

 

Фазлетдинова Эльмира Римовна

Конспект подгруппового занятия по теме: «Дифференциация звуков [C] –[Ш]».

Аннотация

Актуальность данного конспекта как одного из видов методической разработки состоит в том, что в работе логопеда на занятии по дифференциации звуков [c]- [ш] использованы как раздаточный дидактический материал, так и использование ПК.

Тема занятия: «Дифференциация С – Ш».

Цель:

  • закрепить правильное произношение звуков [c], [ш];
  • учить различать звуки [c] – [ш] на слух и в произношении на уровне слога, слова, в тексте;
  • познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

Задачи:

  1. дать характеристику и артикуляционный уклад данных звуков;
  2. дифференцировать звуки [c] – [ш] в слогах, словах;
  3. упражнять в письме слогов и слов в тетрадях;
  4. развивать память, внимание.

Оборудование: ноутбук, предметные картинки на С, Ш, рабочие тетради, зеркала, текст русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Ход занятия:

  1. Организационный момент
    • Послушайте слова, назовите первый звук в этих словах: санки, сом, свет, скакалка, самолёт. [С].
    •  

      А теперь послушайте и назовите последний звук в словах: душ, камыш, карандаш, малыш, детёныш. [Ш].

      Какие звуки мы сегодня будем изучать? (с-ш).

    • Скажите, чем похожи звуки [C] и [Ш]? (Оба звука согласные , глухие (тактильный контроль), твёрдые).
  2. Основная часть.
    • Как называются люди, которые работают секретно, разведывают и добывают нужную информацию? (разведчики). Предлагаю вам на сегодняшнем занятии побыть разведчиками.

    Прежде мы должны определить, чем отличаются звуки [c] и [ш]. Возьмите зеркала. Произнесите звук [C]. Куда упирается язык? (вниз). Если подуть на ладошку, какой воздух дует? (холодный).

    Когда мы произносим звук [Ш], куда поднимается язык? (наверх). Какой воздух выходит изо рта при произнесении звука [ш]? (тёплый).

  3. Дифференциация [C] – [Ш] при произношении.
    • Мы разведчики, я должна передать вам информацию молча. Внимательно следите за моей рукой. Если я опущу руку вниз, значит, и кончик языка опускается вниз, вы произносите [c]. Если я подниму руку вверх, значит, кончик языка поднимается вверх. Вы произносите звук [ш]. Разведчики готовы?
  4. Дифференциация [C] – [Ш] в слогах, словах.
    • Игра «Наоборот».

       

      Иногда, чтобы передать нужную и важную информацию разведчики меняют данные в шифровке. Вот и вы сейчас замените [C] на [Ш]:

      СА-….ША УСЫ - … УШИ
      СО-… МЫС -…
      СУ-… БАСНЯ- …
      СЫ-… КРЫСА -…

      А теперь [Ш]на [C]:

      ШТА - … МАШКА – МАСКА
      ШТО - … КАША -
      АШТ -… МИШКА - …
      УШТ -… ШУТКИ - …
    • Чтобы быть настоящим разведчиком, нежно уметь правильно , без ошибок запоминать нужные сведения. Давайте проверим, кто из вас сможет повторить слоги правильно, без ошибок:
    • СА-ША-СА ША-СА-СА-ША
      СА-СА-ША СТА-ШТА-СТА
      СА-ША-СА-ША АШТ-АСТ-АШТ
    • Игра«Помоги разведке отобрать материал».

       

      Перед вами картинки. Поставьте вашу картинку в наборное полотно слева со звуком [c], справа – с [ш].

      Это санки, я поставлю слева, т.к. есть звук [c]

      Это калоши, я поставлю справа, т.к. есть звук [ш].

  5. Разведчики должны не только хорошо запоминать, но и быть очень внимательными. Сейчас проверим, внимательны ли вы.
  6.  

    Физминутка «Разведчики».

    Я вам буду говорить различные действия. Если вы услышите слово «разведчики», то выполняете это действие. А если я не говорю слово «разведчики», то действия делать нельзя.

  7. Чтение слогов и слов в ноутбуке.
  8.  

    Ребята, мы перехватили непонятные шифровки. Вы, как настоящие разведчики, должны их разгадать. Поможете?

    Если стрелочка направлена вниз , значит, это какая буква? (С) Почему?

    (Потому что, при произнесении звука [c] язык упирается в нижние зубки). А если стрелочка направлена вверх , значит, это какая буква?(Ш). Почему? (Потому что, при произнесении звука [ш] язык поднимается наверх).

    ..А,    А…,     О…,    О…,     У…У,     О…А,
    ДУ…,    …АНИ,    АНАНА…,    …УБА,   …ОВА,    НА…О…,
    …ОМ, …УТКИ, ….УТКИ.

     

  9. Печатание слогов и слов в тетрадях.

     

    А теперь давайте напечатаем расшифрованные слоги и слова в тетради:

    СА, АШ, ОШ, ОС, ОСА, ДУШ, САНИ, АНАНАС, ШУБА.

  10. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».
    • Просмотр мультфильма;
    • Ответы на вопросы:
    • Что случилось с петушком?
      К кому побежала курочка?
      Куда послала её хозяйка?
      К кому?
      Что сказала ей коровушка?
      К кому побежала курочка от коровушки?
      Зачем коса хозяину?
      Кто сделал косу?
      Кто же спас петушка?
    • Проговаривание диалогов.
  11. Итог занятия.
    • Кем мы были на занятии? (разведчиками)
    • Какие звуки учились различать? (с-ш)
    • Чем похожи и чем отличаются эти звуки? (Оба звука согласные, глухие, твёрдые. При произнесении звука [c] кончик языка опускается вниз, [ш]-поднимается наверх).
    • С какой сказкой мы познакомились?

    А на следующем занятии мы попробуем поиграть в эту сказку.

Печать