Воспитатели
Бороданенко Наталья Александровна
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей»
Коринчак И.Н.
Конструирование в жизни ребенка
Образовательный маршрут «Край Самарский наш прекрасный»
Гурьянова Т.Ю.
Консультация для родителей «Опасные соседи: ядовитые растения»
Рекомендации для родителей детей с нарушениями речи «Поиграйте с детьми»
Прививаем навыки здорового образа жизни вместе с родителями
Королева Л.А.
Съедобные дорожные знаки
Воспитание культуры здоровьесбережения у дошкольников
Социализация детей: день рождения ребёнка в группе
Мультимедийное пособие - 12.08.2018
Жукова Наталья Ивановна, воспитатель
Викторина по ПДД
Правила дорожного движения
Брагина-Марова Ирина Анатольевна, воспитатель
Проект «Блинчики на воде»
Традиции нашей группы «День рождения»
Белоклокова Татьяна Юрьевна, старший воспитатель
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
О планшетах и малышах
Видео маленького ребенка с планшетом шокировало французов
По одному из каналов французского телевидения был продемонстрирован сюжет, в котором маленький ребенок активно работал с iPad, выполнял сложные задания, отвечал на замысловатые вопросы, в общем, решал задачи, поставленные перед ним современной техникой. Но как только у него отобрали планшет, оказалось, что малыш не в состоянии даже собрать простую пирамидку. Тут же французские СМИ заполонили размышления разного рода специалистов о возможном вреде и(или) пользе iPad для развития детей.
Многие из них ссылаются на рекомендации Французской академии наук, которая решила прояснить это вопрос и опубликовала доклад о том, как и когда детям следует давать в руки планшет.
Цифровые планшеты не могут заменить традиционные игрушки
По информации французских ученых, телевизор и DVD (даже так называемые «обучающие программы») вследствие отсутствия интерактивности не имеют никакого развивающего эффекта и даже наоборот — могут негативно сказаться на развитии и привести к задержке речи, отсутствию концентрации, увеличению веса у детей. Кстати, к схожим выводам пришли и их американские коллеги.
«Однако, визуально-тактильные планшеты вполне могут занять определенное место в развитии сенсомоторики маленьких детей. В случае, если планшетами не пытаться заменить традиционные игрушки, использовать их совместно со взрослыми и ограничивать время игры», — пишут ученые. В то же время, в любом случае, использовать iPad детям до 6 месяцев они вообще не рекомендуют.
От двух до шести лет
Это важная веха в развитии детей. В это время цифровые технологии могут стать интересным учебным пособием для овладения различными навыками, — считают французские ученые. В то же время, уже этом возрасте ребенок может стремиться укрыться виртуальном мире. Поэтому важно, чтобы планшет ребенок использовал вместе с родителями и ограниченное количество времени.
Более того, большинство экспертов рекомендуют родителям детей до 6 лет играть и читать книги на планшете вместе с малышами. Поскольку использование iPad и других подобных цифровых гаджетов может быстро превратиться в автоматическое повторение одних и тех же жестов.
Использован материал с сайта: http://babyreporter.eu
Когда это бывает? (части суток)
Учимся называть время суток. Учимся запоминать
В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение частей суток: день — часть суток от утра до вечера; вечер - часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь — часть суток от вечера до утра; утро — начало дня.
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в детском саду рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).
Выясняли как дети определяют части суток по деятельности, характерной для того или иного отрезка времени, знают ли названия частей суток, как ориентируются во времени в течение дня. Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Когда тебя мама приводит в детский сад? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детского сада? Когда ты спишь дома?»
«Когда это бывает?» «Это бывает, когда мы идем домой из сада. Вечером мы с мамой идем из детского сада «Я днем ем кашу» и т.д.
Названия «утро» и «ночь» ребенок чаще других слышит от взрослых как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро», — говорит часто мать, а воспитатель приглашает: «Приходи утром в детский сад». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъем, одевание, гимнастика, ночной сон). Различению утра и ночи способствуют и типичные объективные показатели: свет или темнота за окном, восход солнца или луны. Все это помогает детям в процессе повседневной жизни научиться более активно различать и называть эти части суток.
Ребята должны знать последовательности частей суток. Они должны установить правильную последовательность частей суток и обоснованность ее, например: «После утра — день, потом вечер, потом ночь и кончается день. А потом опять утро». Детям 2 мл группы уже доступно усвоение последовательности и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета — утро.
При овладении детей навыком различать, называть части суток и определять их последовательность отмечены следующие особенности:
- неравномерность в овладении названиями частей суток;
- выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;
- соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;
- определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.
Исходя из этих особенностей, намечены методы работы по формированию у детей знаний о частях суток, их последовательности, о сменяемости суток.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность - освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Ознакомление детей с частями суток согласно начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.
Ознакомление с частями суток мы начали с беседы о личном, конкретном опыте детей (приводим краткую запись).Воспитатель. Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаете утром?
Ребенок . Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.
Воспитатель. Когда вы приходите в детский сад?
Ребенок. Когда мама приведет, утром. Когда все идут на работу.
Воспитатель. Что вы делаете утром в детском саду?
Дети. Играем. Зарядку делаем. Завтракаем.
Воспитатель. В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.
Такие беседы мы проводили на занятиях по математике, развитию речи, уделяя при этом особое внимание упражнению детей в правильном назывании частей суток.
Для закрепления знаний детей можно использовать чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия, например:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать...
(А. Б а р т о.)
В работе с детьми применяли и наиболее простые словесные игры, в которых активизировали их словарь за счет слов-названий частей суток.
Например, в игре «Назови пропущенное слово» взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —...?», и дети дополняют пропущенное слово. Одновременно взрослый связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).
Это и игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинать игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
Проводить также игры, например «Назови соседей»:
- Назови соседей утра.
- У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день.
- Назови соседей ночи.
«Назови все части суток»: - Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)
Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток нужно проводить беседу по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.
Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточится на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.)
Общаясь с детьми в повседневной деятельности, упражняйте детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток. Задавайте им чаще вопрос «Когда это бывает?» и тогда наши ребята хорошо освоят и закрепят эту тему.
Образовательный маршрут "Детям о космосе"
Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
(БелинскийВ.Г.)
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.
Тема космоса всегда актуальна.
Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию.
Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному?
Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям:
- знакомить детей с достопримечательностями города Самары и Самарского края;
- производство ракет в Самаре;
- посещать с ними музеи;
- фотографии;
- выставки;
- памятники;
- рассказывать им наших земляках.
- картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо»
- портреты космонавтов,
- «Ощущение невесомости»,
- глобус,
- аудиозаписи.
Учить и читать:
- стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров,
- «Марш юных космонавтов» С. Михалков,
- «Луноход» В.Д.Берестов,
- «Я верю друзья… » В. Войнович,
- «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов.
***
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
***
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
***
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
***
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
***
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
***
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
***
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
***
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
***
Загадки для детей к дню 12 апреля «День космонавтики»
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
***
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета
***
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ: луна, месяц
***
Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
Ответ: луна
***
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
Ответ: месяц
***
На каком пути ни один человек не бывал?
Ответ: млечный путь
Дошкольникам будут интересны презентации в виде слайдов-картинок или мультипликационные презентации о Космосе.
Если дети узнают больше о своей стране, ее мировых достижениях через собственную исследовательскую деятельность, то это приведет к тому, что у дошкольника будет развиваться чувство гордости, уважении, любви к Родине, а также появится стремление быть полезным стране и народу!
Шаталина Ирина Алексеевна, воспитатель
«Счастье - это когда тебя понимают»
Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности - это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
«Ребенок у экрана»
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Зачастую, как только ребенок начинает сидеть ему включают телевизор, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом ... Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
В первую очередь, наблюдается отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. Отмечается неспособность детей к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом – дефицит концентрации внимания. Это особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская жестокость и агрессивность, которая проявляется в межличностных отношениях детей, а иногда бывает направленной и по отношению к взрослым.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. До 6-7 лет – происходит зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека. Полноценное развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.
Васильева Ольга Анатольевна, воспитатель
Обучение рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
Народные игры как средство знакомства детей младшего и среднего дошкольного возраста с традициями русского народа
Тезисы к РМО «Создание коллективных работ в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми»
Васильева О.А., воспитатель
МБДОУ №257 г.о.Самара
Введение ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС ДО. А творческая деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в дошкольной образовательной организации, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, что обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.
Задача педагога – помочь детям наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Систематическая работа по развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте поможет овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого человека, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
А.В.Запорожец считал, что при целенаправленном воспитании, включающем организацию коллективной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата и требующей сотрудничества, взаимопомощи, у ребенка очень рано формируются социальные (ориентированные на других людей) и нравственные (ориентированные на общественные нормы) мотивы поведения.
Комарова Т.С. и Савенков А.И. выделяют три ведущие формы по организации коллективной работы:
- фронтальная (совместно-индивидуальная) – участники заняты индивидуальными заданиями, в итоге их работы объединяются в одну;
- коллективно-производственная (совместно-последовательная) работа участников тесно связана и зависит от последовательности выполняемых действий (принцип «конвейера»);
- комплексная (совместно-взаимодействующая) все участники заняты работой одновременно и согласованно, общий результат появляется постепенно в процессе работы.
Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.
Выполняя коллективные работы с детьми, можно совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности: рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д. Затем эти композиции можно использовать на занятиях по развитию речи и на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Коллективная творческая работа — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление. Каждая работа планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями каждый раз в новом варианте.
В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.
Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.
После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.
Коллективная творческая работа имеет особые воспитательные возможности. Она позволяет целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.
Список использованных источников
- Интернет-источник: hr-portal.ru Д.М.Арановская-Дубовис, Е.В.Заика Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника.
- Интернет-источник: www.prodlenka.org Балеева Т.В. Коллективное творчество в рамках технологии коллективного обучения в ДОУ.
Образовательный маршрут «Крепка семья традициями» для родителей с детьми в сети Интернет
Необычные занятия для выходного дня
В ХХ веке психологи сделали открытие о том, что общение так же необходимо ребенку, как пища и вода. Количество и стиль общения родителей с малышом напрямую влияет на развитие его личности, формирование его характера и жизненных установок (моральных ценностей).
Ребенок, который получает хорошую пищу и своевременный медицинский уход, но лишен постоянного общения со взрослыми, плохо развивается – худеет, теряет интерес к жизни. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что любые проблемы воспитания можно решить, если наладить благоприятный стиль общения в семье.
Как это можно сделать? Играйте с ребенком, ведь игра для малыша – это физическая и интеллектуальная деятельность, которая предоставляет возможность для самореализации. Для ребенка раннего возраста игра – это и общение, и воспитание, и учеба, и труд. В игре он приобретает новые знания и умения, развивает память, логику, внимание, мышление, творческие способности.
В выходные дни дома и на улице применяйте свою фантазию для придумывания новых игр и занятий для Вашего ребенка. Предлагаю Вам несколько нетрадиционных игр:
- Выкладывание фигур при помощи счетных палочек. Вам понадобится ровная поверхность (стол) и счетные палочки. Начните с простых фигур – треугольник, квадрат, домик, кораблик, солнышко. Постепенно, по мере освоения ребенком игры, усложняйте фигуры.
- Рисование на крупе. Вам понадобится поднос (лучше цветной) и мелкая крупа (пшено, рис). Рассыпаете крупу ровным слоем на подносе и рисуете вместе с малышом любые фигуры. Затем аккуратно встряхнули поднос – и можно опять рисовать.
- Лепка из теста. Лепите фигуры из любого теста, запекаете в духовке, украшаете орехами, изюмом, глазурью – получается угощение для гостей.
- Рисование ладошками. Вам понадобятся краски, ватман, несколько небольших тарелочек. Разводите краски в тарелочках, макаете в них ладошку своего малыша и прикладываете к бумаге, создавая различные фигуры – бабочки, солнышка, цветка, рыбки и т.п. Этот вид рисования особенно привлекателен для детей раннего возраста, потому что рисовать кисточкой и карандашами они еще не умеют. Кроме того, с помощью ладошек рисунок создается быстро, ярко и красиво, что позволяет даже самому подвижному ребенку что – то нарисовать.
- Речевые игры. Совместное говорение и отраженная (вслед за взрослым) речь, когда Вы начинаете, а малыш заканчивает фразу. Совместное описание предметов, рассказывание. Подбор слов, объединенных одним общим признаком (Что у нас дома красного цвета? Что сделано из дерева?) . Совместные речевые игры не занимают много времени в течение дня (10 -15 минут достаточно), но приносят ощутимую пользу для развития речи ребенка. Также большим плюсом является то, что они не требуют специальных затрат, их можно проводить в любое время и в любом месте. Речевые игры помогут отвлечь Вашего малыша во время ожидания в очереди, в транспорте, а Вас избавит от его капризов.
При желании Вы сможете придумать немало своих игр и занятий для выходного дня, которые помогут скрасить долгие зимние вечера или дождливые дни, сплотят вашу семью.
Для успешного проведения игр необходимо Ваше присутствие. Вы знакомите малыша с правилами, ведете и корректируете игру. В это время Вы можете показать ребенку, что любите его, принимаете его таким, какой он есть и заботитесь о его благополучии. Наградой для Вас будет улыбка и доверие ребенка.
Кризис 3 лет - первые шаги вашего ребенка к самостоятельности
К 3 годам дети все чаще пытаются выполнять различные действия без помощи взрослого, заявляя тем самым о своем желании все делать самостоятельно. При этом они испытывают огромное удовольствие от своих первых успехов, пытаются сделать еще что-то самостоятельно после одобрения и эмоциональной поддержки взрослых.
В возрасте 3 лет ребенок произносит известную фразу «я сам» и ограничивает участие взрослых в своих делах. Если они не принимают во внимание потребность ребенка к самостоятельности, то это приводит к желанию делать все наперекор требованиям взрослых.
Психологи называют этот период «кризисом 3 лет», основными признаками которого являются:
- Упрямство – постоянное настаивание на своем.
- Негативизм – стремление сделать наоборот даже вопреки собственному желанию.
- Своеволие – достижение своих целей любым способом.
- Обесценивание – ребенок может начать ругать и обзывать родителей.
- Строптивость – отказ выполнять требования взрослых, словно и не слышит их.
- Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он захочет.
Дети, которые еще вчера легко соглашались со всем, что бы ни предлагали родители – кушать, спать, гулять или играть, сегодня вдруг начинают спорить, кричать и плакать по любому поводу. А если родители начинают настаивать на своем, то и драться или кусаться, кидаться разными предметами.
Часто при этом взрослые, не зная, как себя вести или не выдержав напора, идут на поводу у ребенка, думая, что это поможет его успокоить. Или вся семья разделяется на два лагеря. Одни считают, что нужно доставать ремень, а другие настаивают на том, что все пройдет само собой, нужно только немножко потерпеть.
Что советуют детские психологи делать родителям в этот непростой период, чтобы помочь своему ребенку правильно пережить «кризис 3 лет»?
- Позвольте ребенку быть самостоятельным. Если он не просит помощи, то не вмешивайтесь в его дела.
- Постарайтесь выработать единую линию поведения для всех членов семьи. Помните, что малыш испытывает Вас, проверяя по нескольку раз в день, действительно ли то, что было нельзя вчера, нельзя и сегодня.
- Четко формулируйте свои требования. Например, нельзя трогать плиту, игрушки после игры нужно убрать в шкаф и т.д.
- Если у ребенка началась истерика, подождите, пока он успокоится. Попробуйте отвлечь его, увести в спокойное место.
- Используйте игры для сглаживания кризисных ситуаций. Например, кормите малыша и игрушку по очереди; соревнуйтесь, кто быстрее оденет носок, варежку, шапку и т.д.
- Собираясь выходить из дома с ребенком, рассчитывайте время с запасом, чтобы не торопить малыша, когда он хочет что-то сделать самостоятельно.
- Начинайте разговаривать с ребенком , как с равным. Показывайте, что его мнение Вам интересно.
- Любите своего малыша и говорите ему об этом, даже когда он капризный и упрямый.
Из опыта своей работы с детьми раннего возраста хочу сказать, что если родители приложат хотя бы немного усилий в период кризиса своего малыша, то он будет лучше понимать себя, освоит способы адекватного выражения своих эмоций. Тем самым на всю дальнейшую жизнь он сформирует способность уважительно относиться к правам других людей. Научиться спокойно добиваться поставленных целей в жизни.
Адаптация детей к детскому саду в раннем возрасте
Умение быстро адаптироваться является необходимым при любых изменениях в нашей жизни – новые обстоятельства, новые люди вокруг нас, новые условия. Как мы реагируем на них – быстро, медленно, тревожно, радостно – зависит от наших социально – коммуникативных навыков, которые формируются в раннем возрасте.
Адаптация – это «приспособление, прилаживание, возможность специфического образа жизни в изменившихся условиях внешней среды». Адаптация делится на физиологическую и социальную.
Социальная адаптация может быть как позитивной, так и негативной. Негативная адаптация направлена на уменьшение нежелательного воздействия среды (стратегия выживания), а позитивная – на активизацию деятельности (стратегия успеха).
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разносторонними колебаниями в психических и соматических состояниях ребенка, что приводит к частым заболеваниям, нарушению сна, аппетита, регрессу в речевом развитии. Острую фазу разделяют на легкую (до 20 дней), среднюю (до 30 дней) и тяжелую (от 2 до 6 месяцев) степени адаптации.
- Подострая фаза или собственно адаптация. Все сдвиги уменьшаются и регистрируются только по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средневозрастными нормами. Длится 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают ориентироваться в окружающей обстановке и вести себя спокойнее.
Как долго будет протекать адаптационный период у Вашего малыша?
Это зависит от нескольких причин:
- характер Вашего ребенка
- социально-коммуникативных навыков (умение ребенка подойти, познакомиться, включиться в игру и т.п.)
- состояние здоровья
- наличие навыков самообслуживания (умение пользоваться горшком, самостоятельно есть, частично одеваться и т.п.)
- различий между режимом дня дома и в детском саду
- наличия психологических проблем в семье
- желания родителей и ребенка посещать детский сад.
Главная задача родителей и воспитателей при поступлении ребенка в детский сад – создать положительный настрой у Вашего малыша. Нельзя в присутствии ребенка обсуждать со знакомыми и родственниками свои страхи по поводу прихода в группу («боюсь, начнет болеть без конца», «боюсь, будет плакать» и т.п.), пугать его детским садом («будешь баловаться – отведу в садик»).
Конечно, после таких разговоров и угроз Ваш малыш будет изо всех сил сопротивляться, кричать и плакать, быстро заболеет. В группе он не станет слушать воспитателя, не посмотрит на игрушки, не подойдет к детям. Адаптация у таких детей может длиться год или два, а может остаться негативной на весь период нахождения в детском саду. Это может выражаться в частых заболеваниях, замкнутости или агрессии.
Степень адаптации ребенка зависит не только от его готовности пойти в детский сад, но и от состояния здоровья. Нередки случаи, когда малыш не плачет, с удовольствием играет, но больше трех дней находиться в коллективе не может – заболевает. В таких случаях могут помочь укрепление организма и профилактика простудных заболеваний витаминами, закаливание (под наблюдением вашего педиатра).
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – это время, когда детям легко учиться всему. Мир вокруг яркий, интересный и привлекательный. В этот период важно обеспечить ребенку развивающую среду. В детском саду воспитатели организуют, ежедневные занятия, игры, прогулки, беседы, наблюдения в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Программа для детей раннего возраста направлена на то, чтобы дать возможность ребенку реализовать себя, утвердиться в детском коллективе, радоваться и удивляться новым знаниям.
Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что чем раньше ребенок начинает ходить в детский сад, тем легче ему адаптироваться. Главное – эмоциональный настрой! Если Вы будете уверены, что детский сад – это новый этап в жизни ребенка, что ему в нем хорошо – эти же чувства будут у ребенка.
Стеклова Ирина Алексеевна, воспитатель
Сценарий спортивного праздника в старшей группе «Мама, папа, я – спортивная семья»
Проект для детей старшего возраста «Мама, папа, я – спортивная семья»
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей в сети Интернет «Дети и книги: почему важно читать?»
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Как я устроен?»
Формирование экологических знаний через разные виды игр
Консультация для родителей «Формирование экологических знаний через разные виды игр»
Воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 257 г.о. Самара
Стеклова Ирина Алексеевна
Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и понимать красоту, немыслимы без чувства восхищения природой. Восхищение этой красотой делает человека лучше. Красота положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем только сможем. От нас, взрослых, зависит, научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Уже с раннего детства важно, чтобы ребенок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, в слове, в изобразительной деятельности. В результате этого происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком в процессе общения с природой.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листвы. Умение смотреть, видеть, слушать и слышать не развивается само собой, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться.
На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие и используется как средство экологического воспитания.
Игра в экологическом воспитании детей важна по целому ряду причин:
- развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- способствует осмыслению окружающего мира и своего места в нем.
Экологические знания, полученные в игре, лучше войдут в детскую самостоятельную игровую деятельность, позволят развивать у детей самые разнообразные положительные качества, воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, развить чувство товарищества, взаимопомощи, воспитать культуру поведения и общения.
Вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формировании его экологического сознания и эстетической культуры очень важен. Играя, ребенок познает мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В игре ребенок может решить множество проблем без утомления. Все происходит легко, естественно, с удовольствием.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Требования к играм экологического содержания.
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игра должна давать ребенку возможность применить на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель может использовать все виды игр:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- словесные игры;
- подвижные игры;
- игры-драматизации и др.
Дидактические игры – это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, средство всестороннего воспитания личности.
В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают осмысленность.
При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.
Дидактические игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательности смены сезонов и их изменениях в живой и неживой природе.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием. Необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.
Исследование И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процессе ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются воспитателем для решения дидактических задач природоведческого содержания.
Первый тип и о с - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животными (или растениями). Она особенно эффективна, когда с животными невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, т.к. возможность взять в руки живых животных исключена.
Второй тип и о с связан с использованием кукол ( Чипполино, Незнайка, Карлсон )
Третий тип и о с - это игры в путешествия. « Поездка на выставку», « Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю», « Экскурсия в зоосад» и др. Дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов.
Что касается других игр. Подвижные игры проводятся на основе знаний о природе. В играх закрепляются знания, полученные в наблюдениях.
Словесно-дидактические игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь. Их лучше проводить со старшими детьми, которые имеют достаточный круг представлений о природе.
Интересны игры в загадки - именно в них дети упражняются в умении выделить характерные признаки предмета, называть их словами.
Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону деревьев, порыв ветра. Такие игры возможны после наблюдений. После экскурсии в лес можно изобразить лесных зверей, растительность.
Использование в играх естественных природных объектов, их изображений, манипулируя изображениями и другими игровыми объектами, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят детей к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира.
Былинина Лариса Петровна, воспитатель
Интерактивная презентация «Безопасный маршрут»
Роскошь человеческого общения
Роскошь человеческого общения
«Слово есть первый признак
сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание
внутри себя мира»
К.С. Аксаков
Вся наша жизнь – это постоянное общение друг с другом. Все помнят слова Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В процессе общения происходит обмен информацией, реализуется желание быть принятым и понятым собеседником. Для общения взрослого с ребенком характерно доминирование позиции взрослого. Степень активности ребенка зависит от возраста и требует стимулирования и поддержки со стороны взрослого.
Наблюдая за ребенком дошкольного возраста, можно заметить значительные трудности, которые он испытывает в общении. Основная задача речевого развития ребенка с ОНР – это овладение нормами и правилами родного языка. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии человека. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. С хорошо развитой речью он легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что в семье не обращают должного внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа правильного произношения.
Немного о методах коррекционной работы.
Использование пальчиковых игр.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков.
Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста еще и плохо едят. Для них, как правило, целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусочки мяса. Чтобы развивать мышцы щек и языка покажите ребенку, как правильно полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, « перекатывать» его из одной щеки в другую.
Музыкальное развитие ребёнка.
Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ОНР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Развитие зрительного внимания.
Ребенку необходимо играть с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Давайте будем играть вместе!
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.
Поиграйте в словесные игры на обобщение и классификацию:
«Назови одним словом»
- Стол, кровать, диван, шкаф, табурет.
- Это мебель.
«Что лишнее?»
- Яблоко, слива, свёкла, груша, лимон. Что лишнее?
- Лишнее – свёкла, потому что яблоко, слива, груша, лимон – фрукты, а свёкла – овощ.
- Бабочка, жук, синица, оса, пчела. Что лишнее?
- Лишнее – синица, потому, что бабочка, жук, оса, пчела – насекомые, а синица это птица.
«Доскажи словечко»
- Шляпа, панама, косынка …
- Бейсболка.
Поупражняйте ребенка в подборе синонимов и антонимов в играх:
«Скажи наоборот»
День – ночь, маленький – большой, приходить – уходить и т.д.
«Скажи по-другому»
Неправда – ложь, обман.
Машина – автомобиль.
Храбрый – смелый, отважный.
Развитию умения использовать в речи высказывания в форме сложносочиненного предложения может помочь игра «Рассеянный Незнайка»
В ходе игры взрослый берёт на себя роль рассеянного Незнайки, который говорит не то, что делает. Ребёнку предлагается исправить высказывания Незнайки:
Взрослый: «Я читаю книгу».
Ребенок: «Нет, ты рисуешь, а не читаешь».
Взрослый: «Я хлопаю в ладоши».
Ребенок: «Нет, ты не хлопаешь в ладоши, ты маршируешь».
Если ребенок допускает ошибку в формулировке предложения, то он выполняет различные задания Незнайки (попрыгать, присесть и т.д.)
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Помогаю маме»
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки»
Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.
Игры на обогащение словаря: «Угощаю»
Предложите вспомнить вкусные слова:
- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему. И так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
«Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
Игры с целью развития грамматического строя речи:
«Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный;
- из груш… (грушевый);
- из вишни… (вишневый)» и т. д.
А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
«Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок);
Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных.
«Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий».
«Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Повтори правильно»
Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка и т. д.
«Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, желудь, жираф и т. д.
«Хлопаем в ладоши»
Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук «А» в ряду других гласных: «а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а» и т. д.
С ребенком 5-7 лет при накрывании стола, обсудите, по какому принципу составлен столовый сервиз, какие предметы посуды он включает, как сочетаются узоры на разных предметах сервиза и их форма, как удобнее расположить сервиз на столе. Это будет способствовать обогащению словаря ребенка или активизации этих слов в речи (салфетница, бульонница, сливочник и т.д.), использованию в речи сложноподчиненных предложений. Обращайтесь к ребенку с вопросами, наталкивающими его на рассуждение: «Как ты считаешь?... Как ты думаешь?... Как будет удобнее?...» Эти варианты вопросов активизируют мышление ребенка, способствуют использованию в речи сложноподчиненных предложений: «Я думаю, что… Мне кажется, что лучше будет, если…» В процессе разговора вы ненавязчиво учите ребенка правильному использованию существительных множественного числа в родительном падеже: много блюдец, шесть ложек и т.д.
Активизируйте в речи ребенка слова, отражающие пространственное расположение предметов, следите за правильным им использованием глаголов «класть» и «положить»: ложку надо положить справа от тарелки, а вилку кладём слева, салатницу ставим на середину стола и т.д. Обратите внимание на то, как правильно он использует речевые формы в самостоятельной игре. Для этого включитесь в игру ребенка, предложите приготовить праздничный стол для кукол. Стимулируйте к использованию в речи сложных для освоения грамматических форм.
По пути в детский сад не забудьте понаблюдать за явлениями природы, происходящие день за днем изменения. Рассмотрите объекты живой и неживой природы, активизируйте фантазию ребенка. Пусть он поупражняется в составлении диалогов: о чем шепчутся Дерево и Ветер, что обсуждают Солнце и Трава, о чем спорят Небо и Земля, почему так недовольны встречей кошка и собака, о чем рассуждают купающиеся в луже воробьи.
Дорогие родители, это лишь некоторые примеры игр и упражнений, которые могут помочь вам развить коммуникативные способности ребенка. Став хорошим собеседником, он легко войдет в группу сверстников и в детском саду и в школе. А успешное взаимодействие с окружающими – залог личностных достижений вашего ребенка.
Обратите внимание! Контроль за просмотром видеопродукции.
- соответствует ли предлагаемая видеопродукция возрасту ребенка, речевым нормам: качественный ли дубляж, внятно и четко ли слышно каждое слово, понимает ли ребенок сюжет, может ли пересказать его.
- нет ли наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала.
Помните! Взрослым следует умело и вовремя помочь ребенку, а не критиковать несовершенную речь, говорить всегда правильно, и таким образом, давать речевой образец для подражания. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.
Образовательный маршрут "Ах лето лето"
Шаг 1.Времена года
Начиная разговор о лете, необходимо рассказывать обо всех временах года, чтобы не нарушать представления детей об образе природы.
Для начала выполните задания по теме «Времена года»
Почитайте детям стихи о лете
Отдохните с ребенком, посмотрев презентацию о лете
Отправляйтесь с ребенком на прогулку и поиграйте в игры
После прогулки закрепите знания просмотром мультфильма «Дед Мороз и лето»
После просмотра мультфильма побеседуйте с ребенком по его сюжету.
Шаг 2.Летние месяцы
Начните разговор с ребенком с обсуждения признаков лета, и погодных условий. После чего попросите ребенка выполнить упражнение «Правила одевания летом»
После чего повторите с ребенком названия летних месяцев
Послушайте с ребенком песни о лете
Образовательный маршрут "Весна-красна"
Почитайте стихи о весне.
Рассмотрите вместе основные признаки того, что наконец пришла весна!
И конечно же отправляйтесь с детьми на улицу и играйте в интересные игры
После прогулки посмотрите мультфильм «Как мы весну делали»
Образовательный маршрут "Зимушка-зима"
Шаг 1.Времена года
Начиная разговор о зиме, необходимо рассказывать обо всех временах года, чтобы не нарушать представления детей об образе природы. Для начала просмотрите презентацию по теме «Времена года». Во время просмотра данного видео необходимо задавать ребенку вопросы: «Как ты думаешь, какое время года?»
После просмотра презентации, предлагаю вам отдохнуть с ребенком, поиграв в игру «Отгадай животное» и скажи, в какое время года он живет
Следующий шаг выполнить упражнение , но прочитав ребенку предварительно задание.
Последним шагом на данном этапе является закрепление материала-это просмотр мультфильма по теме «Времена года» , где ребенок повторяет пройденный материал. И плюс данного мультфильма- это показ животных, которые живут в разные времена года.
Шаг 2.Зимние месяцы
Начните разговор с ребенком с обсуждения признаков зимы, и погодных условий. После чего попросите ребенка выполнить упражнение «Правила одевания зимой»
После чего повторите с ребенком названия зимних месяцев
Посмотрите с ребенком мультфильм «Раз морозною зимой» (длительность 2 минуты). После просмотра мультфильма побеседуйте с ребенком по его сюжету.
Шаг 3.Зимний праздник-Новый Год
Начиная с ребенком беседу о праздновании Нового года, просмотрите с ним мультфильм (длительность 18 минут). По окончании просмотра мультфильма побеседуйте о его сюжете.
Затем поиграйте в игру на внимательность «Найди отличия»
Поговорите с ребенком о традициях празднования Нового Года и украшении елки в такой чудесный праздник. Соберите пазлы с ребенком.
Не менее интересной окажется игра на внимание «Наряди елочку»
Образовательный маршрут "Осень"
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А. С. Пушкин
Одна утеха, что местами
Налёт белил и серебра
Мягчит пушистыми чертами
Работу тонкую пера…
И. Ф. Анненский
Люблю осень во всех её проявлениях. Это удивительное время года поражает разнообразием красок и прозрачностью воздуха, переменчивой погодой, особенным печальным очарованием.
Давайте вместе расширим знания детей обосени!
Шаг 1.Времена года
Начиная разговор об осени, необходимо рассказывать обо всех временах года, чтобы не нарушать представления детей об образе природы. Для начала выполните задания по теме «Времена года»
Отдохните с ребенком, посмотрев презентацию об осени.
Отправляйтесь с ребенком на прогулку и поиграйте в игры
После прогулки закрепите знания просмотром мультфильмов и клипов с детскими песенками по теме «Осень»
Шаг 2. Осенние месяцы
Начните разговор с ребенком с обсуждения признаков осени, и погодных условий. После чего попросите ребенка выполнить упражнение «Правила одевания зимой»
После чего повторите с ребенком названия осенних месяцев
Посмотрите с ребенком мультфильм «Сказка про чужие краски»
После просмотра мультфильма побеседуйте с ребенком по его сюжету.
Годунова Екатерина Александровна
Какие книги стоит почитать
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
А. Лесных
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.
Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в развитии детей. Ребёнок уже способен не только слушать чтение взрослого в течение 30-40 минут, но на долго оставаться наедине с книгой, рассматривая её, делая попытки самостоятельно читать.
Дети в этом возрасте хорошо понимают юмор, любят посмеяться, пошутить, поиграть. Поэтому целесообразно подбирать для чтения весёлые и озорные стихи, рассказы, а также произведений, построенных на игре в слова и со словами
Старшие дошкольники эмоционально отзывчивы на поэтическое искусство.
Меняется отношение к лирическим стихотворениям.
На данном этапе дошкольникам оказывается доступны и интересны «толстые книжки», так называемые «чтение с продолжением». Психологи (в частности Н.Короткова) советует выбирать занимательные, динамичные, остросюжетные, художественные тексты, которые моделируют действительность разными способами: через реалистическое пространство и врем («здесь и теперь») - Денис Кораблев в рассказах В. Драгуснского или через вымышленные пространства («там и тогда») - Буратино А. Толстого, Гном - Гномыч и Изюмка А.Балинта, или через комбинированные пространства, где персонажи бывают как реалистически (Малыш), так фантастические наделенные волшебными способностями (Карлсон А.Линдгрен).
Литература для детей 5-6 лет отличается тематической многоплановостью. Старший дошкольный возраст характеризуется не только возрастными литературными потребностями ребенка но и особенностями его восприятия художественного воспроизведения.
Происходит переход к стадии собственно-художественного отношения к искусству, к литературе в частности это проявляется в их пристальном внимании к содержанию произведений, способности и желаний постигать внутренний мир персонажей.
Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность яркие сопереживания героям произведений (А.М. Бородич, О.М. Дьяченко, З.Н. Гриценко и др.). У старших дошкольников совершенствуется способность мысленно действовать воображаемых обстоятельствах, как бы становятся на место героя. Именно волшебная сказка становится у детей самым любимым жанром благодаря ее чудесному вымыслу, фантастичности, развитому сюжетному действию, полному конфликтов, ярким сильным характером героев.
У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как авторскому приему.
В литературном произведении старшего дошкольника в первую очередь интересуют образ главного героя, но внимание сосредоточено не на действиях и поступках, а на внутренних переживаниях, чувствах, мыслях персонажа.
Еще одна характерная особенность данного возраста — высокий уровень развития воссоздающего воображение, что проявляется в способности воспринимать текст без помощи иллюстраций. Развитие детского воображения уже такого, что ребенок может воссоздать по описанию невиданный ранее предмет.
В старшем дошкольном возрасте дети способны осознанно относиться к авторскому слову, понимать и воспроизводить образную речь, понимать переносные значения слов, скрытые сравнения — метафоры.
По мнению Л.М. Гурович возросшие возможности 5-6 детей позволяет решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы;
- закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
- расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт, знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.);
- формировать воссоздающее воображение;
- формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка (этикеты, метафоры, олицетворения);
- умение устанавливать многообразные связи в произведении;
- помочь ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Для решения этих задач можно использовать варианты вопросов:
- вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к событиям к героям, изображенным в произведении.
- Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения. Хорошо применять проблемные вопросы.
- вопросы, помогающие детям определить мотивы поступков персонажей.
- вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
- вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
- Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.
Эти вопросы предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержания, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживания.
Выбирая произведение для ознакомления с ним ребёнка, нужно помнить: детским чтением нужно руководить; осознавать цель чтения. Взрослому следует самому проявлять интерес к прочитанному, чтобы понять, какие проблемы волнуют ребёнка, а какие оставляют равнодушным.
Совместные чтение с ребёнком должно приносить удовольствие, и тогда книга будет выполнять главное предназначение — учить делать добро, всматриваться в мир и восхищаться им.
Памятка для родителей
«Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу»
При выборе книг для своего ребёнка обратите внимание на следующие их качества.
- Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать, они ценят красоту, юмор, фантазию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный
- Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя?
- Понравиться ли книга именно Вашему ребенку? Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность: любая история которая ребенку нравиться, будет в этом смысле ценна.
- Обладает ли книга силой эмоционального воздействия.
- Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи а не только к ее значению.
- Нравиться ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравиться Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравиться ребенку.
- Волков Б.С., Волкова Н.В., Детская психология в вопросах и ответах. М. 2002 г.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика — Синтез 2005г.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет Сост. В.В. Гербова, Н.П. Илчук и др. - М.: Оникс XXI век 2005г.
- Родительские собрания в детском саду С.В. Чиркова. М.: «ВАКО», 2009г.
Ярцева Надежда Павловна, воспитатель
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет
Речь не передается по наследству, ребенок принимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную грамотную речь. Вы родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков, выражение ваших мыслей вслух - корректными. Активный словарь обогатился словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Речь детей в среднем возрасте отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связать между собой предложения и части высказывания. В конце года речь детей становится более связанной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно со взрослым небольшие повествования, в которых он может использовать свой накопившейся словарь, строить предложения разных видов. Употреблять причастия, наречия и другие части речи. В дальнейшем дети будут рассказывать, излагать свои мысли более самостоятельно. Ваша роль, уважаемые родители, помочь в этом своим детям. Больше разговаривайте с детьми, рассказывайте, задавайте вопросов чтоб ребенок мог отвечать на них предложениями, а не одним словом: да, нет, понравилось.
Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами по себе. Самое лучшее - обратиться за помощью к логопеду.
Растим вежливых людей
Как стать родителем читающего ребенка
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там, на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становитесь вы, родители. Часто ли вы задаем себе вопрос: " Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?" От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Традиции семейного чтения — очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение — это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно подавать ему пример, читая при нем книги, газеты, журналы. Родители очень расстраиваются и огорчаются, когда их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом они даже не догадываются, что причина этого всего кроется в них самих.
Для любого ребенка чтение — это, прежде всего общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений.
Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением, ведь чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Вот некоторые советы как привлечь ребенка к чтению и полюбить художественную литературу:
- Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года — это целая пропасть в развитии. Советую каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста;
- Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса;
- Формируйте привычку «Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения».
- Введите новую традицию — «День любимой книги». Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение.
- Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.
- Семейная книга — это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться читательская культура.
Как можно дольше читайте своему ребенку вслух. Дайте ему понять, что чтение это огромное удовольствие. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывайте хвалить его за выразительность и артистизм. На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это поможет вам установить, как он понимает прочитанное. Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет не очень большой, но не случайной. Не разменивайтесь на мелочи — собираете те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Читать с ребенком нужно каждый день. Пусть это в вашей семье будет доброй традицией. И что не маловажно, чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Не такие уж и трудные пункты. Главное — захотеть! Приучить ребенка к чтению — это наша с вами задача.
Виды семейного чтения
Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.
Опосредованное чтение — это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:
- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;
- ярко и выразительно подавать материал;
- следить за реакцией ребенка.
Чтение вслух — задача не из легких. Текст, требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение — это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.
Чтение как сотворчество — это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?
- Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше.
- Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная.
- Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память.
- Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.
Самостоятельное чтение — самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у — это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит. Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах.
Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце. Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста. Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим. В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами. Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!». Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам. Чтобы в ваши дома вернулась забытая традиция семейного чтения, чтобы проблема «не читающих детей» вас не коснулась в будущем, воспользуйтесь следующими советами:
Родителям детей от 0 до 3 лет
Книги для младенцев? Вы будете удивлены, не рано ли? Нет, не рано. То, насколько ребенок полюбит книгу, во многом зависит от вас, уважаемые родители. Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка? Примерно в 8-9 месяцев малыши начинают воспринимать текст, но пока не значение слов, а лишь звучание речи. Поэтому в таком возрасте знакомьте их с простыми и мелодичными стихами.
После года многие дети уже готовы слушать небольшие сказки. Чтобы сделать чтение интересным — обсуждайте картинки, почаще просите малыша показывать знакомые предметы. Со временем он научится называть, а потом станет повторять за вами последние строки любимого стихотворения, запомнит фразы из «вечерней сказки». И скоро придет время, когда вы услышите: «Почитай еще страничку». Уже со второго года жизни дети активно начинают рассматривать рисунки, поэтому следует выбирать книги с «говорящими» иллюстрациями, которые помогают малышу лучше понять характер, настроение изображаемых персонажей.
В возрасте от 2 до 3 лет дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью готовы пропрыгать, проскакать, запомнить и повторить понравившиеся стихи, потому что им необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, где красота языка сочетается с ритмом.
Родителям детей от 3 до 7 лет
Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте малыша на пословицах и поговорках. После прочтения книги, опросите ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать. Только не забывайте все время хвалить ребенка и больше времени проводить за книгой, всей семьей.
Образовательный маршрут для родителей и детей на тему «Моя малая Родина»
Софронова Екатерина Вячеславовна, воспитатель