Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №257»
городского округа Самара

+7 (846) 957-24-71

443028, г. Самара,
поселок Мехзавод, квартал 4, дом 7

Воспитатели

Стеклова Ирина Алексеевна

Методическая разработка «По просторам Поволжья»

Волкова Наталья Алексеевна

Дорожная азбука

Подготовила: Воспитатель 2мл.группы Н.А. Волкова
НОД по правилам дорожного движения для детей 3–4 лет «Дорожная азбука»

Цель
: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Интеграция образовательных областей: безопасность, познание, коммуникация.

Программные задачи
: Образовательные области

Безопасность

  • Актуализировать знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода
  • Закрепить знания детей о светофоре, его значением в организации безопасного движения на дорогах
  • Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только с взрослым в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.
Познание
  • Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма)
  • Развивать представления о геометрических фигурах: круге.
Коммуникация
  • Совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Материал

Группа оформлена в виде различных зон для проведения занятия
  • улица с полосками пешеходных переходов «Зебра»
  • автостоянка (на картинке цв. ориентиры и плоскостные фигуры руля).
Атрибуты: макет светофора, свисток; руль для водителя.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание дидактических игр.

Ход занятия

Мотивационно – ориентировочный этап: дети занимаются самостоятельной деятельностью.

В группу вносится светофор.

Сюрпризный момент:

Воспитатель зовет к себе детей и показывает светофор.

В. – Как вы думаете что это.

Д. – Светофор.

Дидактическая игра «Светофор»

Мы сейчас поиграем в одну очень интересную игру «Три сигнала светофора» (воспитатель показывает карточки с сигналами светофора)

- красная карточка (дети машут руками)
- желтая карточка (хлопают в ладоши)
- зеленая карточка (топают ножкам)

Воспитатель показывает карточки по выбору (зеленый, желтый, красный).

В. – Молодцы! Были внимательными. Скажите, а для чего нужен светофор на дорогах?

Д. – Помогает людям переходить дорогу.

В. – Правильно. Светофор – наш помощник. Он регулирует движение машин.

Дидактическая игра: «Расставь по местам»

В. Мы попали с вами на автостоянку. Для чего она нужна?

Д. (Ответы)

В. – Сейчас поможем водителям поставить свои автомобили на места. (Дети берут картинки руля и ставят машину на стоянку по указанным цветам воспитателя: красный, жёлтый, зеленый)

В. – Хорошо справились с заданием!

В. - Ну теперь в нашем городе все в порядке.

Физкультминутка: «Шоферы»

Едем-едем на машине, (руки держат «руль»)
Нажимаем на педаль, (двигают стопой ноги)
Газ включаем - выключаем, (двигают рукой)
Пристально мы смотрим вдаль (всматриваются вдаль)
Дворники счищают капли (руками делают круговые движения)
Вправо- влево - чистота!
Мы шоферы хоть куда!
На дорогах города мы видим дорожные знаки. А у нас есть знак «пешеходный переход»?

Д. – Да.

В. – А для чего он нужен? Д. (ответы)

В. – Чтобы попасть на другую сторону улицы нам надо перейти дорогу по зебре!

Дидактическая игра: «Перейди дорогу»

На полу находится коврик с рисунком пешеходного перехода и установлен макет светофора. Дети делятся на автомобилистов и пешеходов. По сигналу светофора начинается движения. В: подает сигнал светофора.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо:
Налево гляди,
И направо гляди,
И по светофору дорогу переходи! Рефлексивно – оценочный этап: Как вы считаете можно обойтись без светофора и дорожных знаков на дороге? Скажите, пожалуйста, что было самым интересным в нашем путешествии по дорогам города? Что вы нового узнали? Как вы думаете, нужно ли соблюдать правила дорожного движения? Кому и за что хочется сказать спасибо?

Батырева Марина Михайловна

Квест-игра «Юный пешеход»

Воспитатель: Батырева Марина Михайловна,
Старший воспитатель: Белоклокова Татьяна Юрьевна

Цель: Закрепить знания, умения и практические навыки безопасности на дороге и улице, обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи

  1. Закрепить представления о правилах дорожного движения, культуре безопасного поведения на дороге
  2. Закрепить умения различать и понимать значение некоторых дорожных знаков
  3. Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.

Материал

  • Пазлы «Дорожные знаки», макет «Улица», дорожные знаки

Восп:- Дорогие дети, вы ходите в детский сад и вас сюда приводят взрослые: мама, папа, бабушка, дедушка. Но совсем скоро вы пойдете учиться в школу и должны будете добираться туда самостоятельно. Пришло время проверить как вы будете ходить по нашим улицам, как вы знаете правила дорожного движения.

Тогда разделимся на 2 команды: «Светофор» и «Зебра».

Первое задание «Вопрос-ответ»

  1. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный-стой, желтый-приготовься, зеленый-иди)
  2. Кто такие пешеходы? (люди, это мы)
  3. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
  4. Где можно играть детям? (во дворе, на д/площадке)
  5. Где должны ездить машины? (по дороге, мостовой)
  6. Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный)
  7. Как называется место для ожидания общественного транспорта? (остановка)
  8. С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)
  9. Как можно назвать человека, который управляет транспортным средством? (шофер, водитель)
  10. Назовите машины специального назначения? (полиция, скорая помощь и т.д.)

Восп:-Молодцы! Все ответили верно. А теперь проверю вашу выносливость и дружбу.

Второе задание. «Дорожная эстафета» 

  1. «Выложи зебру» - дети по очереди бегут и выкладывают белые полоски, чтобы получилась зебра и затем по ней бегут
  2. «Веселый автобус» - ребенок бежит до стула, возвращается обратно, к нему цепляется другой ребенок (руки на плечи), они бегут и т. д.
  3. «Тоннель» - перед каждой командой ставят 2 стула. Первые дети бегут к стульям и пролезают под ними. Затем возвращаются на старт и передают эстафету следующим игрокам
  4. «Такси вызывали» - 1 ребенок надев на себя обруч, обегает стул, захватывает обручем другого ребенка, сам выходит ,а ребенок бежит за другим.

Третье задание называется «Собери знак»

Дети собирают из кусочков бумаги дорожные знаки и называют его.

Восп:-Вижу, вы дружные и много знаете. Давайте поиграем в игру «Мы- шоферы».

Дети выходят на ковер, показывают движения и проговаривают слова.

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене)

Газ включаем, выключаем (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли (дворники-согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево)

Вправо-влево чистота Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы-шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

А теперь следующее задание «Проедь без ошибок»

Дети по макету «Улица» едут на маленьких машинках ,соблюдая правила дорожного движения

Пятое задание «Отгадай загадки»

1.Что за зебра на дороге? Все стоят разинув рот
Ждут, когда мигнет зеленый
Значит это…переход.

2.Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге
Где машины движутся, где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти, (светофор)

3.Железные звери
Рычат и гудят
Глаза, как у кошек,
Ночами горят. (машины)

4.Его работа-пять колес,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках-еще одно (шофер).

5.Какое животное помогает нам переходить улицу? (зебра)

6.Я по городу иду
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю-
Правила я выполняю (пешеход)

Восп:-Молодцы! Вы все задания выполнили верно. Но что надо помнить?
Все вместе: Правила дорожные
Не такие сложные,
Ты всегда их твердо знай,
На дороге соблюдай.
Награждение всех детей.  

Грибова Елена Сергеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой во второй младшей группе «Птицы»

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой во второй младшей группе «Птицы»

Открыть документ

Шаталина Ирина Алексеевна

Конспект занятия с детьми старшего возраста по теме “Живая земля”

Цель: знакомство детей с составом земли.

Задачи:

  • формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы;
  • изучить, из чего состоит земля;
  • определить свойства глины, камней, почвы, песка.
  • воспитывать у детей природоохранное поведение.

Материалы и оборудование:

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; коктейльные трубочки; поднос для смешивания; дидактическая игра “Откуда горсть земли?”; проектор, ноутбук; Дымковская и Филимоновская игрушки, посуда из глины.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

  1. И топчут её, и режут её-
    Она не серчает.
  2. Кто нам общая мать? (Земля)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Почему говорят, что она всем добром отвечает? Почему землю называют мать-земля, матушка? (ответы детей).

Воспитатель: Какая земля наощупь? Так что же делает землю такой твёрдой? (ответы детей)

Воспитатель: Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня. Для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите? (дети надевают фартуки, шапочки)/

Воспитатель: А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

Мы опыт начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать

2.Эксперементирование. (Форма организации – парами)

Воспитатель: Что нужно ученым для проведения опытов? (ответы детей) Представьте, что это наша лаборатория. Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки –  с песком, глиной, камнями, почвой.

Воспитатель: ваша задача сегодня – работать в парах, договариваться, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют) С чего мы начнём?

Далее работа строится в соответствии с выбором детей.

ПЕСОК

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (ответы детей). Воспитатель стимулирует детей назвать как можно больше качеств характеризующих песок.

Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (ответы детей)

- В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.

- А что будет, если в песок налить не много воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий? (ответы детей)

-Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого? (ответы детей)

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды (ответы детей).

Воспитатель показывает на глобусе и называет 5 пустынь и показывает на видео слайдах барханы и песчаную бурю.

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

ГЛИНА

Воспитатель: Внимательно рассмотрите её. Какая она? (ответы детей)

Воспитатель: Может это не глина, а камни? Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получится… Куда делась вода? Как изменилась глина? (ответы детей)

Воспитатель: Глина стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить. Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили, а затем обжигали на огне, тогда она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Воспитатель показывает видео слайды гончарной мастерской, мастеров гончарного дела за работой, печи для обжига. Дает детям рассмотреть посуду сделанную из глины, Дымковскую и Филимоновскую игрушки.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве и изготовлении игрушек.

КАМУШКИ

Воспитатель: Давайте исследуем камушки. Потрогайте их, внимательно рассмотрите, покрутите в руках, постучите друг о друга. Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: налейте на камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? Как они изменились? (ответы детей)

Воспитатель: А где живут камушки? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает детям о том, какие камни бывают (галька, драгоценные, полудрагоценные и т.п.) и что человек делает из камней. Свой рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов. Далее просит детей привести свои примеры того как человек использует камень.

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

ПОЧВА

Воспитатель: Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (ответы детей).

Воспитатель: Почва образуется из погибших растений, животных, Почва – самая плодотворная часть земли. В ней много еды для растений. Если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (ответы детей).

Воспитатель: посмотрите, что происходит в природе, когда на землю попадает вода. (Показывает отрывок видеофильма, как в ускоренном темпе растут растения после дождя).

Вывод: почва образуется из погибших насекомых, растений и животных. Это самая плодородная часть земли.

3. Физкультминутка проводится после исследования второго компонента земли.

(Выполняются движения в соответствии с текстом)

Повторить 2 раза.

РАЗ – и стану я Землёй, -
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и в миг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас, Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”

***

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем –
Братья нам и мы друзья!

4. Игра «Пожелания Земле».

Воспитатель: Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Теперь давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Все эти части необходимы земле. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса. Земля – Это ещё и название наше планеты. Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. (Дети говорят добрые слова Земле).

Воспитатель: Земля услышала вас.

Воспитатель накрывает землю и ставит в сторону:

Все имеется у нас на потом и на сейчас
Реки, горы и леса, голубые небеса
Океаны, пальмы, снег и Земля –
Одна на всех.
Все она отдать нам рада
Только жадничать не надо,
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
- Ну, а теперь поиграем!

5. Дидактическая игра: «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. (Цветок с 6-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.). Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).

Ход игры.

Дети по очереди с завязанными глазами берут землю из пакетиков и пытаются определить на ощупь, что это за земля, а затем открывают глаза, выбирают лепесток с нужной иллюстрацией.

Воспитатель: А теперь давайте проверим.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-ЛЕС, САД,

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

6. Заключительная часть.

Воспитатель: Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.

Воспитатель берет, поднос, открывает, а из земли видны молодые побеги. (Поднос подменили во время игры.)

Воспитатель: Посмотрите! Что это?! Как вы думаете, что произошло? (ответы детей).

Воспитатель: Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах. Вы были не только учёными, но и волшебниками!!! Я думаю что теперь каждый из вас будет защитником природы. Давайте вместе произнесём клятву. Повторяйте за мной:

Природу будем защищать
Зря деревья не ломать,
Цветы не будем мы топтать,
Зверей не будем обижать
Природе будем помогать.
В гармонии, в дружбе
С природой будем жить
Давайте же будем
Природу любить!

Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан.Чик» из Санкт-Петербурга.

Список используемой литературы:

  1. Видеоклип клип «Защитники природы» от Детского музыкального коллектива «Фонтан.Чик» из Санкт-Петербурга. https://www.youtube.com/watch?v=Br92dB7N—o
  2. Минипедия - детская энциклопедия для детей www.minipedia.org.ua/
  3. Удивительные лесные цветы! Ускоренная съемка. Amazing forest flowers! Express survey. https://www.youtube.com/watch?v=R8v0ulApgUw

Ярцева Надежда Павловна

Методическая разработка «Здесь Родины моей начало»

Занятие с детьми старшего возраста «Защитим нашу планету Земля»

Все хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

С. Николаева.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно дошкольное детство – период, когда закладываются основы для формирования правильного отношения к окружающему миру.

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает? Началом формирования личности по экологической направленности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливают яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Таким образом, экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру и именно поэтому, экологическое воспитание надо начинать с дошкольного возраста, так ка в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда то был ребенком.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, конечным результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.

Все выше сказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что- то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес природы, облагораживал сердце и закалял волю.

Как педагог, стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и преумножать ее красоту. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны.

Цель:

Формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растительному и животному миру, водоемам, к своей Земле.

Задачи:

  1. Образовательные:

    -сформировать представления детей, о влиянии деятельности человека на природу.

    -формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их.

    -развивать способность осознавать последствия своих действий по отношению к природе.

  2. развивающие:

    -развивать наблюдательность, устойчивость познавательного интереса к окружающей природе.

    -развивать творческое воображение детей

  3. воспитательные:

    -воспитывать любознательность и интерес к процессам влияющим на экологическую обстановку на Земле.

    -закреплять знания о правильном поведении в природе

    Для решения поставленных задач использовались различные методы и формы.

Предварительная работа:

-просмотр мультфильм:

«В лесной чаще» по сказке Г.А. Скребицкого

- прослушивание аудиозаписей:

  1. «Времена года» П.И. Чайковского
  2. «Подснежник» П.И. Чайковского
  3. «Времена года» А. Вивальди

-подвижные игры:

  1. « Пришла весна»
  2. « На лужайке »
  3. «Бабочка»

-чтение художественной литературы; заучивание

1.Е. Золкиной стихотворение «Земля наш общий дом» (формировать понимания того, что человек должен бережно относиться к окружающему миру)

2.В. Орлов « Маленькое зернышко» (воспитывать любовь к своему краю)

3.Н.А.Рыжовой рассказ «Природа наше богатство» (расширить знания о сохранении и бережном отношении человека к природе)

4.Н.А. Рыжовой сказка « Жила была река» ( расширить знания о пользе рек)

5.Е. Чарушина « Волчишко» (донести до детей, что нельзя переносить детенышей диких животных из привычной среды обитания, домой)

6. В. Бианки « Первая охота»

7. Н. Пришвин « Этажи леса» и др.

- дидактические игры (лото)

1.« Скажи со словом много» (образование существительных в родительном падеже)

2.«Узнай животное, птицу по описанию» (закреплять внешний вид по словесному описанию)

3.«Зоологическое лото» (закреплять места обитания животных, птиц)

-наблюдение в природе

  1. наблюдение за птицами (формировать представления о жизни птиц: повадках, среде обитания)
  2. за деревьями (за изменениями в жизни растений: набухание почек, сравнение различных деревьев и кустарников по форме почек и т.д.)
  3. за насекомыми
  4. за первоцветами ( мать-и-мачехой, одуванчиками, ландышами)

С учетом того, что семья - основная среда личности, работа по формированию у детей интереса и бережного отношения к природе окажется успешной только, если родители станут постоянными участниками всех видов деятельности и форм организации экологического воспитания.

Предварительная работа с родителями:

-консультация «Учить детей чувствовать природу»

-рекомендация « Поход с детьми в лес», « Прогулка в ближайший парк».

- беседа (рассказать о международном празднике «День Земли», обсудить что может сделать каждая семья к этому празднику?)

Совместную деятельность с детьми и их родителями вызывает у дошкольников больший интерес. Такую совместную работу можно проводить и организовать по разному, интересно.

- Оформление уголка природы, посадить новые комнатные растения.

- Составить просьбы – послания Земли к людям

- Объявить конкурс на лучший скворечник и повесить готовые домики на территории детского сада, в парке.

- Выставка рисунков, поделок, плакатов ко Дню Земли

- Выставка « Я путешествую по Земле» (фотографии, рисунки детей о путешествиях)

Материалы и оборудование:

Слайды (жителей Земли, включая животных и растительный мир); аудиозапись ( звуки природы); для подвижной игры « Пчелки и цветы» (цветы сделанные из картона, лепестки разных цветов по количеству детей); голос Земли - аудиозапись; слайды загрязненных водоемов, вырубленных лесов; слайд с изображением синицы; наборы цветных мелков по количеству детей;

Ожидаемый результат:

Сформировались у детей представления о необходимости бережного отношения к окружающей природе, к животному и растительному миру, водоемам, к своей Земле. Значительно повысился интерес детей к живой природе. Правильно научились вести себя наедине с природой. Понимают, что нужно беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает.

Ход занятия:

Цель: Подвести детей к пониманию взаимосвязи человека с природой, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду.

Задачи:

  1. Воспитывать желание беречь и охранять природу. Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.
  2. Воспитывать чувство ответственности за все живое.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, восхищаться ее красотой.

Предварительная работа: Беседа , рассматривание иллюстраций, чтение литературы , пословиц, загадки, дидактические игры, просмотр мультфильма, прослушивание аудиозаписей голосов природы, изготовление из папье-маше птицы жаворонка.

Оборудование: слайды, ( планеты Земля, обитателей земли, как вырубают леса, загрязняют водоемы ) мультфильм, аудиозапись, мелки цветные, птица из папье-маше, цветы из картона, лепестки цветов на каждого ребенка , аудиозапись голоса «Земли», аудиозапись голосов птиц, шума ветра, шума дождя , хруста снега. шуршания сухой листвы и т.д.), сюжетные картинки для игры «Что такое хорошо и что такое плохо», для конструирования (наборы цветной бумаги , ножницы по количеству детей, клей)

Педагог обращает внимание на глобус, стоящий на столе. И предлагает детям отгадать загадку.

В. А отгадка будет темой нашего занятия.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все и мал и стар,
Что она огромный шар. ( Земля)

Д. ответы детей.

В. Правильно. Сколько прекрасного и удивительного на земле: горы уходящие в небо, бескрайние просторы тайги, моря и океаны, пустыни и леса, (показ слайд), а жителей на ней ни счесть и каждый из них маленькое чудо. Но к сожалению люди забывают что нужно беречь все живое, и птиц, и животных, и растения (показ слайд) Ведь жизнь наша неотделима от природы. Земля нас кормит, поит и одевает. И чтобы напомнить людям о красоте Земли, что надо ее оберегать и защищать и придумали праздник Земли, в этот день земля становится именинницей. Но с тех пор, когда появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Человек стал вырубать леса, загрязнять окружающую среду, водоемы. Если мы с вами не будем беречь все то, что нас окружает, рано или поздно все погибнет и не будет жизни в лесах, реках и озерах. Не услышим пение птиц, не увидим красоту нашей природы.

А как вы думаете, сможем мы с вами природе помочь? И что нам нужно делать, чтоб сохранить окружающую нас природу?

Д. посадить деревца, кустики, цветы, смастерить скворечники и повесить в парке, на участках детского сада и т.д.

В.Молодцы, а еще не забывать о правилах поведения в природе. А как нужно вести себя в лесу, на лугу, в парках, возле водоемов? Предлагаю поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо» и закрепим правила поведения в природе. (педагог показывает сюжетные картинки: дети ломают ветки, сажают цветы, разоряют гнезда и т.д.)

В. К сожалению, люди не редко нарушают эти правила.

В.А вот послушайте одно стихотворение.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все - и я, и ты.
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Г.Собакин.

В.Что случится, если мы сорвем все цветы?

Д.ответы

В. Я предлагаю вам поиграть в игру « Найди свой цветочек» (дети перемещаются по группе держа в руке по лепестку, по окончании музыки дети занимают цветы лежащие на полу того цвета, как лепесток в руке у ребенка)

В. Ребята, посмотрите на окно, а нам прилетела гостья. Как зовут нашу гостью? Кто вспомнит?

Д. жаворонок

В. Правильно, а давайте его угостим.

В. Я буду называть виды еды, а вы отвечаете, да или нет

В. конфета

Д. нет

В. котлета

Д. нет

В. семечки

Д. да

В. пшено

Д. да

В. мошки, жучки , паучки

Д. да

В. хлебные крошки

Д. да

В. Правильно.

Пусть наша Земля всегда будет цветущая, красивая, разноцветная. А я вас приглашаю к столу, обратите внимание, что лежит на столе. Я предлагаю сконструировать из цветной бумаги символ красоты, цветения, мира.

Дети приступают к выполнению работы.

В. Ребята, покажите какие у вас получились красивые цветы, давайте их поставим в вазу и они будут нас радовать.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть, лечь на коврик, закрыть глаза и послушать звуки природы (педагог включает аудиозапись со звуками природы)

В. Вам понравились звуки природы? Знакомы эти звуки? Чтобы это все сохранить, мы люди, должны всегда быть на страже природы - охранять преумножать, защищать богатства нашей земли (слайд земли, звучит голос « Земли»)

Остановитесь люди!

Не губите меня!

Я – Земля!

Мне нужна ваша забота, защита. Вы мои дети, прошу, любите и уважайте меня!

В. Все ребята услышали о чем просит нас наша планета?

А я предлагаю вам пойти сейчас на улицу и нарисовать на асфальте цветными мелками нашу разноцветную планету, и тех, кто на ней живет.

Литература:

  1. Акимов Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром» М-ТЦ Сфера 2007г
  2. Миронова А.В. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников ( Дошкольное воспитание. 2015г.)
  3. Прохорова Л.Н., Кузнецова Н.В. «Экологическое воспитание дошкольников»2003г.

 

 

 

 

Дидактическая игра Помоги Буратино

Годунова Екатерина Александровна

Интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Автор: Годунова Екатерина Александровна,
Воспитатель

Тема пособия: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Возраст целевой группы: средний дошкольный возраст.

Цель пособия: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни.

Задачи пособия:

  1. Помочь овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
  2. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
  3. Развивать двигательную активность детей.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант посещения педагога
№ 1

Начиная с первого слайда и на протяжении всей игры, звучит тихая приятная музыка.

№ 2

«Загадки с грядки»

Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты, если дети отгадывают верно, то появляется изображение отгадки.

В конце звучат аплодисменты.

№ 3

Воспитатель предлагает детям разложить овощи и фрукты по разным корзинам. В левую – овощи, в правую – фрукты. Затем спрашивает у детей поочередно про каждое изображение. Например: если кликнуть на картофеле то он отправится в левую корзину, а банан попадет в правую.

№ 4

В этом задании детям предлагают найти лишний предмет. Если выберут верно (кубик-рубик), то он исчезнет, а если кликнут не верно (т.е. на предметах личной гигиены), то предмет покачается и останется на экране.

№ 5

Воспитатель предлагает детям выбрать, какие продукты «полезные», а какие «вредные». Если выбирать «полезные» продукты, то они моргают и остаются на экране, «вредные» - исчезают.

№ 6

В следующем задании детям предлагают выбрать, на какой картинке изображен не зимний вид спорта.

№ 7

Воспитатель спрашивает детей, что полезно делать для укрепления здоровья, а что вредно.

Если кликать на правильных картинках они увеличатся, а картинка с изображением волка исчезнет.

№ 8

Раздается веселый детский смех. Воспитатель хвалит детей за их работу.

Васильева Ольга Анатольевна

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Куда исчезло хорошее настроение?»

Цель – формирование основ эмоционального интеллекта.

Задачи:

  • закрепление знаний детей об эмоциях радости, грусти, страха, гнева
  • развитие социально-коммуникативных навыков детей
  • развитие речи детей
  • воспитание отзывчивости, сопереживания.

Материалы и оборудование:

  • кукла
  • пиктограммы «радость» 10 шт., пиктограммы «грусть», «гнев» и «страх» по 5 шт.
  • презентация «Повод для радости»
  • медиаоборудование
  • записи музыки для проведения игр
  • макет домика
  • 2 стола и стулья по количеству детей
  • ватман с нарисованными кругами диаметром 10 см
  • фломастеры.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Дети заходят в зал.

В: Здравствуйте, ребята!

Ответы детей. Воспитатель замечает домик.

В: Какой красивый домик! Интересно, кто в нем живет? Ребята, давайте посмотрим!

Воспитатель с детьми подходят к домику, стучат в дверь.

В: Тук-тук-тук. Здравствуйте! Кто здесь живет?

         Заглядывают в домик и находят куклу.

В: Ребята, это кукла Лиза. Здравствуй, Лиза! А почему у тебя грустное настроение?

         Подносит куклу к уху и изображает, что слушает ее.

В: Ребята, Лизе грустно, потому что ее веселое, хорошее настроение куда-то пропало.  Ребята, поможем кукле найти ее хорошее настроение?

Ответы детей.

В: Хорошо, тогда все вместе отправляемся на поиски хорошего настроения!

2.Основная часть.

В: Ребята, мы пойдем с вами по заколдованной тропинке! Чтобы нам пройти по ней, нужно быть очень внимательным и точно повторять за мной все движения!

Игра «Заколдованная тропинка»

Звучит музыка, воспитатель показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Идти можно по-разному – на носочках, в присядку, задом наперед и т.п. [2].

Все останавливаются около стола с пиктограммами.

В: Ребята, а вы знаете, какое оно – хорошее настроение?

Ответы детей (дети рассказывают, как они представляют себе хорошее настроение).

В: Посмотрите, на столе лежат пиктограммы. Пиктограмма – это изображение эмоции, настроения. Пиктограммы какого настроения вы видите?

Ответы детей.

В: Молодцы! А теперь выберите пиктограммы хорошего настроения.

Дети  выбирают пиктограммы «радость» из находящихся на столе.

В: Как вы определили, что это изображения хорошего настроения?

Ответы детей.

В: Ребята! Открою вам с Лизой большой-большой секрет! Разные настроения не исчезают – они внутри нас и появляются по очереди. Если мы видим что-то грустное, слышим грустную музыку, то у нас какое появляется настроение?

Ответы детей.

В: Правильно, грустное. А если видим что-то веселое?

Ответы детей.

В: Правильно, радостное, веселое. А если мы увидим что-то страшное?

Ответы детей.

В: Совершенно верно, испуганное! Поэтому, чтобы у Лизы появилось хорошее настроение, что ей нужно сделать?

Ответы детей.

В: Молодцы! Я предлагаю научить Лизу веселой игре и тогда у нее сразу появится хорошее настроение!

Игра «Зеркало»

Звучит веселая музыка (например, полька), ведущий (сначала воспитатель) показывает различные движения, а «зеркала» (остальные участники) повторяют движения. На второй куплет, третий и четвертый кто-то из детей [1].

В: Ребята, посмотрите какое у Лизы и у всех нас появилось хорошее настроение! Давайте посмотрим, чем можно вызвать хорошее, веселое настроение! Садитесь на стульчики.

Просмотр презентации «Повод для радости».

В: Теперь, я думаю, вы не потеряете свое хорошее настроение! Ребята, давайте мы с вами нарисуем наши портреты на память Лизе о нашей встрече! Она повесит картину в своем домике и будет смотреть на нее и радоваться!

Коллективное рисование «Веселые ребята»

Дети фломастерами рисуют веселые лица в кругах. Можно по желанию добавить какие-то элементы – цветы, домик, деревья, игрушки и т.п.

3.Заключительный этап.

В: Ребята, наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

В: Мне очень приятно было с вами путешествовать. До свидания!

Дети уходят в группу.
Список использованных источников:

1. «Игры на развитие уверенности в себе». Набор развивающих карточек. Сост. Н.В.Плотникова, С-Пб.: ООО «Издательство «Речь», 2012.

2. «Игры на сплочение детского коллектива». Набор развивающих карточек. Сост. Н.В.Плотникова, С-Пб.: ООО «Издательство «Речь», 2012.

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Осенний пейзаж»

Автор: Васильева О.А.

Цель – научить детей старшего дошкольного возраста создавать настроение рисунка.

Задачи:

  • учить рассматривать и анализировать картины
  • расширить знания о профессии художника
  • развивать эмоциональный интеллект
  • повысить изобразительную выразительность рисунка.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийное оборудование, экран
  • презентация, репродукции картин
  • записи классических произведений
  • акварель, кисти, листы формата А4, салфетки, стаканчики с водой по количеству детей.

Ход занятия:

В зале на одной стене находится экран, напротив него у другой стены стоят стулья по количеству детей. У другой стены изостудия – столы с материалами для рисования. Рядом со столами стоят мольберты с репродукциями осенних пейзажей.

1.Организационная часть.

Дети заходят в зал.

В: Здравствуйте, ребята!

Ответы детей.

В: Вы ходили на экскурсию в картинную галерею?

Ответы детей.

В: Кто-то из вас был, а кто-то никогда не был. Поэтому я сейчас предлагаю нам всем вместе отправиться в картинную галерею. Но не настоящую, а виртуальную! Хотите?

Ответы детей.

В: Тогда занимайте места в нашем зрительном зале!

Дети садятся на стульчики, звучит музыка №1, приглушается свет, на экране появляется первая картина (слайд 2).

2.Основная часть.

В: Мы начинаем нашу виртуальную экскурсию! Ребята, посмотрите на картину Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень». Что изображено на картине? Какие цвета использовал художник?

Ответы детей.

В: Ребята, пока вы рассматривали картину, какое у вас появилось настроение? Что вы почувствовали? Грусть? Радость? Почему?

Ответы детей.

В: Молодцы!

Аналогично рассматривается  картина Ивана Ивановича Шишкина «Золотая осень» (слайд 3).

В: А теперь давайте ненадолго отвлечемся от картин и поиграем!

Игра: «Магнит»

Дети ходят по залу под музыку №2. Музыка прерывается, воспитатель называет имя ребенка: «Ваня – магнит». Все остальные дети подходят к Ване и ласково прикасаются,  говорят ему что-то приятное: «Ты хороший, добрый. Мне нравиться с тобой играть. Ты красивый, умный и т.п.».

Снова играет музыка. Дети двигаются по залу. Музыка прерывается и называется имя другого ребенка-магнита. Таким образом, игра повторяется несколько раз, чтобы разные дети побывали в роли магнита [5, с. 68]

В: Мы немножко отдохнули. Продолжаем нашу экскурсию. Ребята, попробуйте теперь определить без моих подсказок – грустная или веселая картина.

Просмотр 4,5, 6 и 7 слайдов.

Ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель задает наводящий вопрос.

В: Молодцы! А теперь поговорим о людях, которые нарисовали все эти картины. Как называется их профессия?

Ответы детей.

В: Правильно, это художники. Для того, чтобы передать на картине настроение, они используют различные цвета. Для радостной картины выбирают яркие цвета – желтый, красный, голубой. Для грустной картины темные цвета – коричневый, черный, серый. Чтобы передать настроение людей, рисуют им соответствующее выражение лица, позу. Хочу обратить ваше внимание на то, что разные оттенки одного цвета тоже по-разному передают настроение.

Смотрим слайд 8.

В: Посмотрите, ребята – светлые оттенки создают радостное настроение, а темные грустное. А вы хотите себя попробовать в роли художника?

Ответы детей.

В: Хорошо, тогда  приглашаю вас в нашу изостудию.

Звучит музыка №3. Дети проходят к столам с красками, рисуют, воспитатель помогает затрудняющимся детям, расспрашивает о замысле пейзажа, о выбранных цветах для рисунка и т.п..

3.Заключительная часть.

В: Картины готовы. Давайте мы покажем их всем. Ребята, у вас получились яркие радостные осенние пейзажи! Молодцы! Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего?

Ответы детей.

В: Теперь вы можете в своей группе создать картинную галерею! Желаю вам успехов на занятиях! До свидания!

Дети уходят из зала с нарисованными картинами.

Список использованных источников

1.Интернет-источник: muzofond.fm Классика для детей.

2.Интернет-источник: songhouse.me Музыка для малышей.

3.Интернет-источник: сезоны-года.рф Осень в картинах русских художников.

4.Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь…Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014. – 272с.

 

Методическая разработка интегрированного занятия «Осень разноцветная» по ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе

Победитель (III место) Всероссийского Конкурса «Талантоха - 8» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов»

Автор: Васильева Ольга Анатольевна
воспитатель группы раннего возраста

Аннотация

Данная методическая разработка раскрывает проблему обучения детей раннего возраста в детском саду в условиях средней и тяжелой адаптации. Работа содержит конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей 1 младшей группы.

Данное занятие будет интересно воспитателям группы раннего возраста детского сада.

Введение

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) является очень важным периодом в жизни ребенка. По наблюдениям психологов, дети в возрасте до 3 лет приобретают от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за весь последующий период – всего 30-40%.

Взрослым, окружающим ребенка в раннем возрасте, необходимо таким образом построить жизнь малыша, чтобы он смог максимально развивать свои возможности. Главная роль принадлежит родителям ребенка – именно они помогают ему гармонично развиваться, обеспечивают физиологический и психологический комфорт.

Чтобы помочь, а не навредить ребенку в развитии, необходимо знать его возрастные особенности, вовремя и правильно оказывать поддержку, создавать необходимую развивающую среду. Для этого родители должны обладать определенными знаниями и умениями, что не всегда бывает в действительности. Окружающая среда может не только развивать, но и травмировать ребенка, что приводит к различным нарушениям психики, агрессии, заболеваниям.

Поэтому я считаю, что дети с 2 лет должны посещать детский сад. Все условия для развития ребенка в нем существуют – игровой материал и мебель подобраны по возрасту, ежедневные прогулки, игры и занятия направлены на развитие речи, основных движений, укрепление здоровья, развитие внимания, памяти, восприятия и мышления ребенка. Совместные игры детей в группе способствуют развитию социально – коммуникативных навыков, которые легко формируются в раннем возрасте и делают ребенка общительным, коммуникабельным во взрослой жизни.

Некоторых родителей пугает адаптация детей к детскому саду, особенно если у малыша бурная негативная реакция на расставание с мамой, частые простудные заболевания и нежелание утром идти в группу. Воспитателям необходимо в таких случаях проводить с родителями индивидуальные консультации, привлекать психолога детского сада.

В 90% случаев проблемы адаптации удается решить и малыш начинает с удовольствием ходить в детский сад, играть вместе с другими детьми, петь, танцевать, рисовать и лепить. А в 10% случаев родители не хотят слушать воспитателей и психолога, оставляют детей дома с бабушками, нянями или сами сидят с ним перед телевизором, считая, что это хорошо для малыша.

Из своего опыта работы (около 10 лет) в группе раннего возраста могу сказать, что все дети, начавшие обучение с 2 лет в детском саду, к моменту перехода в школу помимо учебных знаний и навыков приобрели опыт общения со сверстниками, легко адаптировались в новых условиях и были довольны переменами ( по рассказам их родителей).

А вот те дети, которые больше просидели дома, чем ходили в детский сад, в школе сразу приобрели множество проблем – не хотят, не могут учиться, с детьми отношения не складываются, с учителями общий язык не находится и т.д. А почему ничего не складывается? Потому что когда-то мама (папа, бабушка) испугались адаптации и лишили своего ребенка радости общения, возможности развить в себе смелость, инициативность.

Поэтому я считаю актуальной проблему адаптации детей к детскому саду именно в раннем возрасте, чтобы больше дать ребенку знаний и умений, вовремя корректировать возникающие проблемы в развитии малыша, помочь родителям в воспитании детей.

Главной задачей воспитателей группы раннего возраста является как можно более быстрая и легкая адаптация каждого ребенка в группе, создание ему теплой атмосферы, комфортных условий, интересных и полезных занятий в течение всего дня.

Начинать занятия лучше всего с ознакомления с окружающим, потому что ранний возраст – это возраст открытий. Малыш с удивлением узнает, что листочки на деревьях сначала растут, потом становятся желто-красными, затем падают на землю. Котенок говорит «мяу», а рыбка не умеет говорить. Деревянная палочка плавает, а металлическая – тонет.

Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослых, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате.

Интересные занятия способствуют быстрой адаптации детей, потому что удовлетворяют главную потребность малыша – познавательную активность.

Все занятия в группе раннего возраста должны учитывать разные темпы адаптации у детей, постепенно привлекать их к различным видам деятель-ности, удивлять и радовать новыми знаниями и умениями, закреплять уверенность в своих силах.

Ранний возраст - время открытий

Третий год жизни малыша характеризуется важными приобретениями. С каждым днем движения становятся более совершенными, крепнет организм. Речь детей становится средством общения с окружающими, так как они учатся устанавливать контакты с другими людьми, включаются в диалог. Слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженным просьбам, указаниям, поручениям.

Происходит интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие ребенка. Чтобы все эти направления развивались, необходимо специально заниматься с ребенком. Для детей раннего возраста наиболее эффективно развитие происходит в процессе игры.

Предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место – все свободное время ребенок играет, исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Ребенок активно познает мир с помощью зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных видов восприятия. Появляются и закрепляются первые умения и навыки. Психологи считают, что переход от пробы к умению – важнейшее достижение ребенка третьего года жизни.

В процессе общения, игры, различных занятий происходит развитие психических процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, волевых качеств. Если что-то увиденное или услышанное заинтересовало ребенка, то он быстро это запоминает и легко воспроизводит.

Взрослые, как и прежде, выступают в роли организатора многих детских занятий, игр и развлечений. Но уже участвует не только как равноценные партнеры, но и как ценители успехов ребенка, способствуют формированию его самооценки.

Главной проблемой детей третьего года жизни является слабое развитие речи – нежелание или неумение родителей общаться с ребенком, различные заболевания, препятствующие нормальному развитию речи. В таких случаях хорошо помогают занятия на развитие мелкой моторики рук.

Ученые – нейробиологи и психологи давно доказали, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Мелкую моторику рук хорошо развивают различные игры с пальчиками, с мелкими предметами, рисование, лепка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.д.

Развивая мелкую моторику, нужно помнить о том, что у малыша две руки. Все упражнения необходимо дублировать – выполнять и правой, и левой рукой. Таким образом, стимулируются оба полушария мозга. В настоящее время у 80% населения Земли развито левое полушарие, которое отвечает за логику, анализ, изучение языков. А правое, отвечающее за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки, постепенно атрофируется из-за неиспользования. А ведь художественное развитие обогащает человека, расширяет его кругозор, делает его интересным собеседником.

К 3 годам появляется способность оценивать полученный результат, в связи с чем у ребенка начинает развиваться самостоятельность. В это время малыш произносит фразу «я сам» и начинает постепенно ограничивать участие взрослых в своих делах. Этот период психологи называют «кризисом 3 лет». Он завершает ранний возраст и свидетельствует о том, что ребенок начинает осознавать, что он личность. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, то это приводит к развитию упрямства, негативизма, желания действовать всегда наперекор требованиям взрослых.

На третьем году жизни у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

В игре для ребенка 2-3 лет главным является действие с предметами, приближенными к реальности (предметами-заместителями). Малыш начинает осознавать, что взрослые вокруг них выполняют определенные роли при совершении каких-либо действий – роль продавца в магазине, роль шофера в машине, роль мамы при бытовых процессах и т.д. В связи с этим пониманием у ребенка начинают формироваться предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Появление изобразительной деятельности обусловлено тем, что малыш уже может сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Дети третьего года жизни с удовольствием берутся и за карандаш, и за фломастер, и за кисточку.

Развитию конструктивных навыков способствует совершенствование зрительных ориентиров. Это позволяет малышу выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из нескольких предметов по форме, цвету, величине.

Совершенствуется слуховое восприятие, что позволяет ребенку различать мелодии, петь. Развивается фонематический слух. К 3 годам почти все дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями.

Основной формой мышления становиться наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность, зависимость чувств и желаний от ситуации. [1,6]. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием окружающих. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения, которая позволяет ребенку регулировать собственную активность.

Ранний возраст – период, самый благоприятный для общего психического развития ребенка. В этом возрасте формируется личность человека. Какая это будет личность – зависит от нас, взрослых.

Интеграция занятия – повышение его эффективности

Известно, что каждое умение или навык формируются путем упражнений. У ребенка раннего возраста произвольное внимание и память несовершенны, поэтому любой материал необходимо повторять несколько раз. Малыш с трудом воспринимает то, что ему неинтересно, что не радует, не удивляет. Поэтому очень важна эмоциональная установка – она сразу привлекает внимание малыша и повышает эффективность занятия.

Сложность занятиям в группах раннего возраста создает адаптация детей. Те дети, которые быстро адаптировались в группе, всегда с удовольствием участвуют в любых играх и занятиях, повторяют слова и движения за воспитателем. А вот те дети, у которых адаптация идет сложно, как правило, не желают участвовать в играх, начинают плакать, если им предложить игрушку или обратиться с вопросом, отказываются общаться с воспитателем и другими детьми.

Дети третьего года жизни склонны к подражанию, легко «заражаются» эмоциями окружающих. В этом возрасте у детей формируют интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость при общении с ними. [1,4Яркие, красивые предметы и картинки обязательно заинтересуют их, вызовут желание рассмотреть их, потрогать. Поэтому воспитателю на всех занятиях необходимо демонстрировать со вкусом оформленный, привлекательный для детей материал.

Очень помогают при проведении занятий небольшие стихи, русские народные потешки и песенки, так как дети раннего возраста положительно реагируют на них. Некоторые дети пытаются запомнить их, повторяют слова за воспитателем. Совместное проговаривание стихов с использованием игровых действий способствует развитию речи малышей.

Проводя занятия с детьми, я обнаружила, что подвижные игры лучше всего чередовать с пальчиковыми и дидактическими, потому что некоторые дети отказывались участвовать в подвижных, но с удовольствием включались в другие игры. Комбинирование различных видов игр и занятий всегда повышает эффективность работы, позволяет заинтересовать и еще не адаптировавшихся детей.

Также первые годы работы воспитателем в группе раннего возраста я сталкивалась с проблемой обучения детей на занятиях по рисованию. Часть приходящих в группу детей 2-3 лет не могли удержать в руке карандаш и кисточку, поэтому не брали их и отказывались рисовать. У других детей не хватало терпения что-либо закрасить на листе. Помогло решить проблему рисование ладошками – быстро, ярко и красиво. Дети получают огромное удовольствие получают дети при таком способе рисования.

Конечно, не все дети решаются сразу опустить ладошку в краску. Но, посмотрев, как рисуют другие дети, обычно через 2-3 занятия рисует с удовольствием вся группа. На первых занятиях мы делаем коллективные работы на больших листах ватмана, вешаем их в группе или в родительском уголке, чтобы дети и их родители могли ими полюбоваться.

Каждый год, начиная работу с детьми 2 лет, я сталкивалась с тем, что очень сложно объяснить ребенку раннего возраста, что такое цвет. Показы предметов красного, зеленого или желтого цветов давали мало эффекта. И тогда я начала искать другой способ обучения детей цветам. Поскольку первые месяцы занятий мы рисуем в группе пальчиками и ладошками, то было решено использовать работу с гуашью и для изучения цветов. Например: «Артем, макни пальчик в желтую краску. Какой он стал? Тоже желтый. А если мы с тобой закрасим желтым пальчиком вот этот цветок на листе? Какой стал цветочек? Тоже желтый и т.п.».

Эффект от таких занятий оказался даже лучше, чем ожидалось. За 6 лет обучения детей цветам с помощью красок практически все дети к апрелю-маю начинали разбираться в основных цветах. Краски помогали мне объяснить, что такое оттенок: мало краски нанесли на лист – получился светлый оттенок, много краски – темный оттенок. Дети 3 лет в конце учебного года с удовольствием смешивали краски, чтобы получить новые цвета.

Такое экспериментирование с красками дает большой эффект еще и потому, что обучение детей идет через действие. В раннем возрасте малыши стремятся все попробовать, потрогать, понюхать, подергать, покрутить, постучать – то есть изучить предмет со всех сторон. Краски всегда можно потрогать, понюхать, пошлепать – это интересно и понятно, а потому и продуктивно.

Все занятия в группе раннего возраста должны быть интегрированы, должны решать сразу несколько задач, быть направленными на развитие нескольких областей. Интегрированное занятие «Осень разноцветная» (Приложение 1) знакомит малышей с окружающим миром, способствует развитию мелкой моторики рук (пальчиковая игра «Жук, жук»), основных движений (подвижная игра «Мы – листочки»), развивает художественное восприятие (стихотворение В. Шипуновой «Листья падают, летят» и мое «Осень разноцветная»), развивает способность понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Также в качестве закрепляющего элемента в данном занятии мной используется рисование ладошками осенних листочков на большом листе ватмана. В процессе рисования обращается внимание детей на цвета, используемые на занятии.

Заключение

Для воспитателя группы раннего возраста основными показателями успешности его работы является положительная адаптация каждого ребенка, желание детей играть и заниматься, появление у них самостоятельности и инициативности.

В организации игр и упражнений для детей третьего года жизни воспитателю необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности детей (особенно в начале учебного года), поскольку развитие детей в этом возрасте очень различно. Одни малыши хорошо говорят, но у них не получаются самые простые логические задания (собрать пирамидку, матрешку, подобрать предметы одного цвета или одной формы, нанизать бусины, чередуя два цвета и т.п.). Другие дети хорошо бегают, прыгают, лазают, но не могут построить предложения из 2-3 слов. У кого-то все получается хорошо, а у кого-то ничего не получается.

Воспитателю необходимо поддержать ребенка при его попытках сделать какое-либо задание, похвалить даже при незначительном успехе. Если у малыша не получаются упражнения, то индивидуально поработать с ним.

Поэтому в группах раннего возраста в начале года много проводится индивидуальной работы, все игры и задания усложняются постепенно, по мере усвоения детьми материала. Педагог должен творчески подходить к проведению занятий.

Интегрирование занятий позволяет задачи развития речи, физического воспитания решать совместно с формированием таких качеств личности, как смелость, коммуникабельность, самостоятельность и т.п.

Опираясь на опыт своей работы, могу сказать, что лучше начинать обучение малышей с ориентирования в пространстве, развития мелкой моторики рук и основных движений. Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

В подвижных играх дети не только удовлетворяют свою потребность в движении, но и получают знания о свойствах предметов, окружающей действительности, расширяют словарный запас. В подвижных играх у детей развиваются память, внимание, воображение. Малыши приобретают опыт общения со сверстниками.

Я надеюсь, что мое занятие поможет педагогам групп раннего возраста при проведении занятий, направит их воображение на создание собственных конспектов.

В заключении хотелось бы сказать, что как бы тяжело не проходила адаптация у ребенка к детскому саду, плюсов от пребывания детей в группе больше. При всем желании родителей и бабушек развить своего ребенка невозможно дома создать такие условия, как в детском саду. Невозможно дать столько знаний, научить малыша конструктивному общению сидя у телевизора или в супермаркетах (где любят гулять с детьми молодые мамы).

Современные темпы развития общества, науки и техники требуют от современного человека коммуникабельности, умения быстро адаптироваться к новым условиям, способности к обучению в любом возрасте. В наше время открыты все границы, существуют просто неограниченные возможности для самореализации. Но, для того, чтобы суметь этим воспользоваться, необходимо вырабатывать в себе определенные черты характера, который формируется в раннем возрасте.

Приложение 1

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе: «Осень разноцветная».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое».

Цель

  • формирование у детей представления об осени.

Задачи

  • воспитывать интерес к явлениям природы, наблюдать с детьми за красотой природных явлений
  • формировать умение детей понимать речь взрослых без наглядного сопровождения, способствовать развитию речи как средства общения
  • развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на доступные их пониманию произведения литературы
  • закреплять технику рисования ладошками
  • запоминать красный и желтый цвета.

Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов

  • наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе
  • составление букетов из осенних листьев
  • чтение художественной литературы
  • разучивание на музыкальных занятиях песен
  • рассматривание картин и иллюстраций об осени.

Взаимодействие с родителями

  • привлечение родителей к сбору картин и иллюстраций про осень
  • совместное составление букетов из осенних листьев, организация в группе выставки «Осенние фантазии»
  • помощь родителей в изготовлении пособий для занятия.

Оборудование

  • осенние листья из картона красного и желтого цветов
  • лист ватмана
  • гуашь красного и желтого цветов, разведенная в небольших тарелочках
  • букеты из осенних листьев
  • диск с медленной классической музыкой.

Формы организации совместной деятельности

  • двигательная, игровая: подвижная игра «Мы – листочки», пальчиковая игра «Жук, жук».
  • познавательно - исследовательская: получение знаний о сезонных изменениях в природе осенью, об основных цветах.
  • коммуникативная: беседа.
  • музыкальная: выполнение движений под музыку.
  • восприятие художественной литературы и фольклора: стихотворение В. Шипуновой «Листья падают, летят», стихотворение О.Васильевой «Осень разноцветная».
  • изобразительная: создание коллективного панно «Осень».

Ход занятия

Группа украшена букетами из осенних листьев, на ковре лежат листья из картона красного и желтого цветов. На отдельном столе лежит ватман, в тарелочках разведена красная и желтая гуашь. В руках у воспитателя осенние листья по количеству детей в группе.

Воспитатель: « Ребята, сегодня я шла в детский сад и вдруг услышала, как что-то зашуршало. Остановилась, оглянулась – никого нет вокруг! Пошла дальше – опять что-то шуршит! Посмотрела я вниз и догадалась, что это листочки шуршат у меня под ногами. Подняла я несколько листочков и принесла вам посмотреть (раздает каждому ребенку по одному листочку). Какие они?»

Ответы детей: « Красивые, желтые, большие и т.д.»

Воспитатель: « Молодцы! А почему листочки падают с деревьев? Потому что пришла осень, стало холодно, солнышко прячется за тучки, дождик капает и капает. И мы с вами стали одеваться на улицу теплее: куртки, шапки, перчатки, сапожки – вот как много одежды! Ребята, а как вы думаете, кто прячется под листочками?»

Ответы детей: «Муравьи, жуки, червячки, мышки и т.д.»

Воспитатель: «А давайте мы сейчас превратимся в жуков!» Начинает русскую народную потешку «Жук, жук»:
«Жук, жук, не жужжи!
(изображает с детьми жука с длинными усиками)
Где ты прячешься, скажи!
(разводят руками в стороны и пожимают плечами)
Мой дом под кустом,
(изображают ладонями крышу)
Под березовым листом!»
(одной рукой изображают жука, а другой - листик, под который залетает жук).[4,89].

Воспитатель: «Какие хорошие у нас получились жуки! Ребята, мы с вами вчера на улице собрали много веточек с листочками и сделали красивые букеты (обращает внимание детей на вазы с букетами детей). И ваши мамы, папы, бабушки и дедушки сделали букеты (показывает на букеты родителей). Посмотрите, как красиво стало у нас в группе!» ( Дети рассматривают букеты, воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Листья падают, летят»): Листья падают, летят
И шуршат, и шелестят,
В капюшонах застревают
И в кармашках у ребят.
Дети листья собирают
И букеты составляют.
Мамам отнесут букеты –
Теплой осени приветы.

Воспитатель выходит на ковер, где лежат листья из картона. Начинает игру «Мы – листочки»

Воспитатель: «Ветерок прилетел, подул на листья и закружились они над землей (звучит спокойная музыка, воспитатель берет на ковре листочки и кружится с ними, приглашает детей поиграть с ним). Давайте вместе покружимся (дети берут листочки и кружатся под музыку, поднимая руки вверх). Затих ветер и все листочки опустились на землю (воспитатель и дети приседают, опуская листочки на ковер).»

Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель: «Как красиво листья лежат на земле – словно разноцветный ковер у нас под ногами! Это осень разукрасила все листья красными, желтыми красками.»

Воспитатель читает стихотворение О.Васильевой «Осень разноцветная»: Осень разноцветная-
Яркая, шуршащая,
С кисточкой и красками
В гости к нам пришла.
Все листочки красила,
Пела свою песенку
И кружилась радостно
В парке детвора.

Воспитатель: « Посмотрите, какой большой лист я вам принесла. Давайте все вместе нарисуем на нем наши красивые листочки (подводит детей к столу с красками и ватманом). Покажите, какие у вас ладошки? Это волшебные ладошки – они могут нарисовать все, что вы захотите! Давайте попробуем. Посмотрите, как я рисую листочки (показывает). А теперь Маша, Полина, Саша рисуют. У Маши какого цвета получился листочек? Красного цвета, потому что она макнула ладошку в красную краску.» ( Далее воспитатель таким же образом комментирует действия других детей).

Дети при помощи воспитателя и помощника воспитателя рисуют листочки на ватмане. Дети, которые не решаются макнуть ладошку в краску, смотрят. Готовое панно воспитатель вешает на стену (или ставит на мольберт).

Воспитатель: « Какая у нас красивая получилась картина про осень! Мы повесим ее в группе и будем любоваться. Молодцы, ребята!»

Литература

  1. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации /Сост. С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-144с.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников ДОУ и родителей. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. (Развитие и воспитание).
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.: цв.вкл.
  4. Данилова Е.А. Пальчиковые игры.- М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.-95с.- (Раннее развитие).
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ», 2009.-144с.

Дидактическое пособие «Потешки-забавы»

Печать E-mail