Учителя-логопеды
Фазлетдинова Эльмира Римовна
Конспект подгруппового занятия по теме: «Дифференциация звуков [C] –[Ш]».
Аннотация
Актуальность данного конспекта как одного из видов методической разработки состоит в том, что в работе логопеда на занятии по дифференциации звуков [c]- [ш] использованы как раздаточный дидактический материал, так и использование ПК.
Тема занятия: «Дифференциация С – Ш».
Цель:
- закрепить правильное произношение звуков [c], [ш];
- учить различать звуки [c] – [ш] на слух и в произношении на уровне слога, слова, в тексте;
- познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».
Задачи:
- дать характеристику и артикуляционный уклад данных звуков;
- дифференцировать звуки [c] – [ш] в слогах, словах;
- упражнять в письме слогов и слов в тетрадях;
- развивать память, внимание.
Оборудование: ноутбук, предметные картинки на С, Ш, рабочие тетради, зеркала, текст русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Ход занятия:
- Организационный момент
- Послушайте слова, назовите первый звук в этих словах: санки, сом, свет, скакалка, самолёт. [С].
- Скажите, чем похожи звуки [C] и [Ш]? (Оба звука согласные , глухие (тактильный контроль), твёрдые).
А теперь послушайте и назовите последний звук в словах: душ, камыш, карандаш, малыш, детёныш. [Ш].
Какие звуки мы сегодня будем изучать? (с-ш).
- Основная часть.
- Как называются люди, которые работают секретно, разведывают и добывают нужную информацию? (разведчики). Предлагаю вам на сегодняшнем занятии побыть разведчиками.
Прежде мы должны определить, чем отличаются звуки [c] и [ш]. Возьмите зеркала. Произнесите звук [C]. Куда упирается язык? (вниз). Если подуть на ладошку, какой воздух дует? (холодный).
Когда мы произносим звук [Ш], куда поднимается язык? (наверх). Какой воздух выходит изо рта при произнесении звука [ш]? (тёплый).
- Дифференциация [C] – [Ш] при произношении.
- Мы разведчики, я должна передать вам информацию молча. Внимательно следите за моей рукой. Если я опущу руку вниз, значит, и кончик языка опускается вниз, вы произносите [c]. Если я подниму руку вверх, значит, кончик языка поднимается вверх. Вы произносите звук [ш]. Разведчики готовы?
- Дифференциация [C] – [Ш] в слогах, словах.
- Игра «Наоборот».
Иногда, чтобы передать нужную и важную информацию разведчики меняют данные в шифровке. Вот и вы сейчас замените [C] на [Ш]:
СА-….ША УСЫ - … УШИ СО-… МЫС -… СУ-… БАСНЯ- … СЫ-… КРЫСА -… А теперь [Ш]на [C]:
ШТА - … МАШКА – МАСКА ШТО - … КАША - АШТ -… МИШКА - … УШТ -… ШУТКИ - … - Чтобы быть настоящим разведчиком, нежно уметь правильно , без ошибок запоминать нужные сведения. Давайте проверим, кто из вас сможет повторить слоги правильно, без ошибок:
- Игра«Помоги разведке отобрать материал».
Перед вами картинки. Поставьте вашу картинку в наборное полотно слева со звуком [c], справа – с [ш].
Это санки, я поставлю слева, т.к. есть звук [c]
Это калоши, я поставлю справа, т.к. есть звук [ш].
СА-ША-СА ША-СА-СА-ША СА-СА-ША СТА-ШТА-СТА СА-ША-СА-ША АШТ-АСТ-АШТ - Игра «Наоборот».
- Разведчики должны не только хорошо запоминать, но и быть очень внимательными. Сейчас проверим, внимательны ли вы.
- Чтение слогов и слов в ноутбуке.
- Печатание слогов и слов в тетрадях.
А теперь давайте напечатаем расшифрованные слоги и слова в тетради:
СА, АШ, ОШ, ОС, ОСА, ДУШ, САНИ, АНАНАС, ШУБА.
- Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».
- Просмотр мультфильма;
- Ответы на вопросы:
- Проговаривание диалогов.
Что случилось с петушком?
К кому побежала курочка?
Куда послала её хозяйка?
К кому?
Что сказала ей коровушка?
К кому побежала курочка от коровушки?
Зачем коса хозяину?
Кто сделал косу?
Кто же спас петушка? - Итог занятия.
- Кем мы были на занятии? (разведчиками)
- Какие звуки учились различать? (с-ш)
- Чем похожи и чем отличаются эти звуки? (Оба звука согласные, глухие, твёрдые. При произнесении звука [c] кончик языка опускается вниз, [ш]-поднимается наверх).
- С какой сказкой мы познакомились?
А на следующем занятии мы попробуем поиграть в эту сказку.
Физминутка «Разведчики».
Я вам буду говорить различные действия. Если вы услышите слово «разведчики», то выполняете это действие. А если я не говорю слово «разведчики», то действия делать нельзя.
Ребята, мы перехватили непонятные шифровки. Вы, как настоящие разведчики, должны их разгадать. Поможете?
Если стрелочка направлена вниз , значит, это какая буква? (С) Почему?
(Потому что, при произнесении звука [c] язык упирается в нижние зубки). А если стрелочка направлена вверх , значит, это какая буква?(Ш). Почему? (Потому что, при произнесении звука [ш] язык поднимается наверх).
ДУ…, …АНИ, АНАНА…, …УБА, …ОВА, НА…О…,
…ОМ, …УТКИ, ….УТКИ.